Макароны на
десерт: как
кондитер из Украины• Украина строит
бизнес в Узбекистане• Узбекистан
Макароны на десерт: как кондитер из Украины• Украина строит бизнес в Узбекистане• Узбекистан
В интервью Spot основательница Pehkar Юлия Гафурова рассказала об опыте работы
в двух странах, отличиях рынков, вложениях и доходности кондитерского бизнеса.
Фото: Личный архив
Юлия Гафурова переехала из Украины• Украина в Узбекистан• Узбекистан после начала войны в 2022
году. В родном Киеве• Украина » Города Украины » Киев она запустила бизнес, сидя дома во время карантина — на
заказ выпекала торты• Питание » Кулинария » Кондитерские изделия » Торты, пирожные и другие виды десертов.
В Ташкенте• Узбекистан » География Узбекистана » Населенные пункты Узбекистана » Города Узбекистана » Ташкент Юлия продолжила заниматься любимым делом. Сначала пекла и проводила
мастер-классы дома, когда объемы значительно выросли — открыла кондитерскую
студию.
В интервью Spot основательница Pehkar рассказала об опыте работы в двух
странах, отличиях рынков, вложениях и доходности кондитерского бизнеса.
Зарождение дела в Украине• Украина
По образованию я акушер-гинеколог. Первые годы после окончания вуза работала
по специальности в родном Киеве• Украина » Города Украины » Киев. Я всегда любила готовить и эстетично
оформлять блюда. Сейчас с удивлением вспоминаю, что мне не особо нравилось
готовить десерты.
Реклама• Реклама на Spot.uz
Когда началась пандемия и объявили карантин, я потеряла работу. Хотелось
зарабатывать деньги, сидя дома. Тогда же наткнулась в сети на рекламу• Реклама курсов
по приготовлению макарон и решила попробовать.
Одного курса оказалось недостаточно, и я записалась на второй. Проходя его
поняла, что это действительно мое. Затем нашла школу кондитеров и записалась
на обучение, которое включало все виды выпечки: торты• Питание » Кулинария » Кондитерские изделия » Торты, кексы• Питание » Кулинария » Кондитерские изделия » Кекс
• Питание » Хлебобулочные изделия » Кекс, порционные
десерты. К концу 2020 года начала печь на заказ разные кондитерские изделия• Питание » Кулинария » Кондитерские изделия.
Всего мы с мужем вложили около $2 тыс. в мое обучение — это четыре курса по
выпечке и кондитерская школа. Также я прошла обучение по фотографии, ведь для
продажи продукта важна красивая картинка. Начинали мы с открытия страницы в
Instagram. Это был наш первый опыт работы с социальными сетями• Коммуникации » Интернет-коммуникации » Интернет-сообщество » Социальные сети: мы изучали,
как вести аккаунт• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Вычислительная техника » Компьютер
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Вычислительная техника » Компьютер, наполнять его контентом, писать посты и снимать сторисы.
Начало было нелегким, особенно в условиях высокой конкуренции в Украине• Украина. Чтобы
привлечь внимание, нужно было выделяться чем-то уникальным.
Общая сумма вложения в бизнес составила $4 тыс. включая покупку оборудования,
закуп ингредиентов и необходимых материалов, а также прохождение обучения.
Первых клиентов мы нашли лишь спустя пару месяцев. Эти первые месяцы были
очень сложными. Я нарабатывала навыки: было много брака, мы угощали друзей и
соседей. Я выпекала до тех пор, пока мой продукт не стал идеальным.
В начале было всего 3−4 заказа в 2−3 недели, заказывали в основном макароны.
Люди неохотно покупают у новых, неизвестных страниц в Instagram. Мы не знали,
как запускать рекламу• Реклама, поэтому пробовали продвигаться через знакомых и
небольшие телеграм-каналы. Это не дало никакого результата.
Однажды попробовали сотрудничество с блогерами. Этот опыт тоже оказался
неудачным. Один блогер, несмотря на большое количество подписчиков, не привел
ни одного клиента. Мы не учитывали специфику его аудитории и оказались не в
целевой группе• Реклама » Целевая группа
• Экономика » Бизнес » Маркетинг » Целевая группа.
Далее мы подключили таргет, и из-за отсутствия опыта, в первый месяц вложили в
рекламу• Реклама около $800, заработав только $300−400. Постепенно наши вложения стали
окупаться, прибыль росла, а эффективность рекламы• Реклама повышалась. Стабильные
продажи начались только через три месяца после запуска таргета, а первую
прибыль получили через девять месяцев после старта. Через год бизнес начал
приносить стабильный доход.
Возрождение дела в Узбекистане• Узбекистан
В марте 2022 года мы переехали в Узбекистан• Узбекистан из-за военных действий в Украине• Военные конфликты » Военные действия » Военные действия в Украине.
Этот переезд мы давно рассматривали, так как мой муж родом из Узбекистана• Узбекистан.
Тут все пришлось начинать с нуля. У нас не было необходимых вещей и
оборудования, так как прилетели мы с нашей собакой и одной сумкой. Бизнес в
Узбекистане• Узбекистан запустили в июне, а до этого я активно продвигала нашу страницу в
Instagram. Я долго вела блог, что помогло собрать аудиторию еще до запуска. Мы
активно рекламировали посты и выходили в сторис. Люди уже знали, кто я и что
мы предлагаем — это макароны, порционные десерты, торты• Питание » Кулинария » Кондитерские изделия » Торты и выпечка. Благодаря
этому, заказы начали поступать сразу после запуска, и мы смогли выйти на
прибыль уже в первый месяц.
В Узбекистане• Узбекистан на начальном этапе вложили в бизнес около $1 тыс. Средства пошли
на закупку ингредиентов и инструментов. Бюджет на рекламу• Реклама составил около
$400−500, но сейчас достигает $1 тыс. в месяц. Также мы начали использовать
программу лояльности• Экономика » Бизнес » Маркетинг » Программы лояльности для удержания клиентов, что дало неплохие результаты.
В первый год я работала дома, там же проводила мастер-классы, которые
пользовались большим спросом. Запустила мастер-классы в ответ на
многочисленные запросы на обучение: около 70% моих учениц были клиентами,
которым нравились мои десерты, но они хотели научиться готовить их дома, чтобы
сэкономить. С увеличением числа заказов я уже не могла справляться одна, и ко
мне присоединилась помощница — моя ученица по макаронам. Мы вместе выпекали и
проводили обучение. Со временем спрос на наши изделия рос, и работа на дому
стала неудобной, поэтому мы решили открыть студию.
Мы потратили около полугода на поиск помещения, так как у нас были
определенные требования. Сначала нашли место, которое нуждалось в ремонте• Строительство » Ремонт зданий и сооружений, и
пока обсуждали бюджет, риелтор предложил идеальное помещение. Это была студия,
оборудованная фуд-блогером — она была укомплектована всем необходимым для
приготовления десертов. Это позволило нам существенно сэкономить.
Арендная ставка была относительно невысокой. А в дооснащение студии, например,
покупку холодильника или морозильной камеры, мы вкладывали по мере
необходимости.
Чем отличаются рынки Украины• Украина и Узбекистана• Узбекистан
Несмотря на предыдущий большой опыт, многие процессы в Узбекистане• Узбекистан пришлось
выстраивать заново. Например, пришлось привыкать к местным ингредиентам. Даже
миндальная мука отличалась от той, к которой я привыкла. Поэтому, нужно было
менять технологические карты.
Также я столкнулась с трудностями понимания другого менталитета, вкусовых
предпочтений и визуальных запросов. Я люблю минимализм и эстетику, что было
популярно в Украине• Украина. Однако местные жители предпочитают помпезность и низкие
цены. Они ожидают большие порции за небольшие деньги, и маленькая коробочка
макаронов по высокой цене здесь не пользуется спросом. Когда мы начали
продавать макароны, клиенты часто просили яркие цвета — зеленый, розовый,
красный.
Мне было сложно найти баланс между сохранением своего стиля и удовлетворением
запросов клиентов. Поэтому я стала искать и формировать свою аудиторию — в
основном это девушки в возрасте от 20 до 50 лет с доходом среднего и выше
среднего уровня, что соответствует нашим ценам.
Кроме того, существовал риск, что наш продукт не приживется, так как в
Узбекистане• Узбекистан макароны были малоизвестны. Мы тщательно изучали рынок, посещали
кондитерские и обнаружили, что аналогов наших макаронов здесь практически нет.
Когда мы приехали в Узбекистан• Узбекистан, главной проблемой стали поиск и закупка
необходимых ингредиентов. В отличие от Украины• Украина, тут онлайн-платформ для
заказов не было, и нам приходилось искать все на базарах. Спустя два года
ситуация улучшилась — постепенно стали появляться нужные нам продукты, но
проблема дефицита качественных ингредиентов все еще актуальна. Из-за высокой
цены на импортные товары• Экономика » Мировая экономика » Международная торговля » Импорт
• Экономика » Международная торговля » Импорт
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная торговля » Импорт
• Торговля » Международная торговля » Импорт местные магазины не спешат их завозить, потому что
цена в продаже будет в два раза выше. Это усложняет нашу работу, так как мы не
меняли свои ингредиенты и продолжаем использовать те же проверенные и
качественные продукты, что и в Украине• Украина. Нам приходится заказывать большие
партии шоколада, крем-чиза и сливок, что увеличивает себестоимость продукции• Экономика » Микроэкономика » Себестоимость
• Экономика » Экономические показатели » Себестоимость.
В Украине• Украина у нас была возможность заказывать все онлайн с широким выбором
магазинов. Здесь же выбор ограничен несколькими проверенными магазинами, как
«Зефир», «Ас Декор», «Тортодел» и «Белорусский• Беларусь».
В Узбекистане• Узбекистан есть значительный потенциал для развития кондитерского бизнеса,
но для этого необходимо улучшить логистику, цифровизацию и доступность
ингредиентов. Если бы изначально цифровизация бизнеса здесь была на таком
уровне, как в Украине• Украина, работать было бы намного легче. В Киеве• Украина » Города Украины » Киев логистика проще
благодаря близости к Европе• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз, что делает бельгийский шоколад и другие
ингредиенты более доступными. Также есть проблемы с растаможкой, которая
значительно увеличивает стоимость продукции на рынке. Решение этих вопросов
могло бы значительно облечить ситуацию.
Что касается вопросов законодательства и инфраструктуры, можно было бы ввести
налоговые льготы для начинающих предпринимателей, что значительно упростило бы
их старт и развитие.
Если говорить о конкуренции, то я не пристально наблюдаю за местными
кондитерами. Стараюсь больше следить за европейскими трендами. Конкуренты
всегда были, есть и будут, но мы концентрируемся на своем развитии.
Приятно видеть, что некоторые нынешние кондитеры — мои ученицы, что говорит о
хорошем обучении. В кондитерской сфере много разных представителей, начиная от
домашних кондитеров, заканчивая студиями, мини-цехами, однако у нас отличаются
подход, десерты и сервис, поэтому прямых конкурентов немного.
Сегодня важно не только готовить и продавать, но и привлекать клиентов
личностью. Покупателям интересно знать, кто стоит за брендом. Поэтому ты либо
привлекаешь клиента через свое лицо и блог, либо создаешь уникальную эстетику
и сервис, которые запоминаются.
Немного цифр
Маржинальнсть в кондитерском бизнесе обычно составляет около 150−200%. В Киеве• Украина » Города Украины » Киев
у нас она была еще выше. Однако в Узбекистане• Узбекистан себестоимость• Экономика » Микроэкономика » Себестоимость
• Экономика » Экономические показатели » Себестоимость ингредиентов выше,
чем в Украине• Украина, и мы не могли значительно повысить цены конечного продукта,
чтобы сохранить конкурентоспособность. Поэтому пришлось немного уменьшить
маржу, чтобы поддерживать спрос. Рентабельность бизнеса составляет 20−25%.
Большая часть средств уходит на закуп сырья, аренду, таргетированную рекламу• Реклама и
другие расходы.
Когда мы приехали в Узбекистан• Узбекистан, 30% дохода приходилось на мастер-классы, а 70%
— на продажу десертов. Ситуация изменилась: я прекратила мастер-классы из-за
рождения ребенка, и лишь ненадолго возобновляла их, когда моя мама прилетала в
Ташкент• Узбекистан » География Узбекистана » Населенные пункты Узбекистана » Города Узбекистана » Ташкент, чтобы помочь с малышом. В будущем я планирую передать обучение своим
сотрудницам, что может изменить соотношение доходов до 40% от мастер-классов и
60% от продажи десертов. Мастер-классы перспективны благодаря низкой
себестоимости• Экономика » Микроэкономика » Себестоимость
• Экономика » Экономические показатели » Себестоимость — затраты идут только на материалы и зарплаты.
Цены на наборы десертов начинаются от 100 тыс. сумов, мастер-классы стоят от 1
млн и выше в зависимости от сложности и продолжительности, самые короткие
длятся 5−6 часов. Мастер-классы у нас исключительно практические: участники
работают своими руками, выполняя все этапы приготовления десерта.
Также есть онлайн-курсы• Образование » Дистанционное образование » Дистанционное обучение, которые включают в себя полное руководство,
видеоуроки и мою обратную связь на протяжении трех месяцев. Их стоимость ниже,
например, курс по порционным десертам стоит 900 тыс. сумов, тогда как
мастер-класс по тому же направлению стоит 1,5 млн.
Планы
В ближайшем будущем я хочу открыть кондитерскую. Планирую также развивать
направление мастер-классов и полностью занять эту нишу. В течение года
намерены найти специалистов для делегирования задач.
Мы также стремимся оцифровать наш продукт: работаем над тем, чтобы клиенты
могли заказывать наши изделия через Telegram-бот, сайты и другие
онлайн-платформы. Это позволит нам охватить больше аудитории.
# кондитерская
Мухаббат Махмуджанова