Стратегическая
территория
Стратегическая территория
Арктика• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика сегодня и завтра: мнения экспертов
«Вестник Атомпрома» собрал мнения экспертов о геополитическом и экономическом
значении Арктики• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика, перспективах развития АЗРФ• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Россия » Регионы России » Арктическая зона России
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России и СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП) и способах преодоления
препятствий на пути к благоприятным сценариям развития, а также о влиянии
глобальных климатических изменений• Политика » Геополитика » Международные отношения » Направления международного сотрудничества » Изменение климата
• Метеорология » Климатология » Изменение климата на эти процессы .
Сергей Никоноров
Доктор экономических наук• Объект человек » Люди по роду занятий » Ученые » Ученые степени и звания » Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики• Экономика природопользования,
директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики• Политика » Арктический регион
экономического факультета МГУ им. М. В• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва » Образование в Москве » Высшие учебные заведения Москвы » МГУ имени М.В. Ломоносова » Факультеты МГУ » Экономический факультет МГУ им. Ломоносова
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Эк » Экономический факультет МГУ им. Ломоносова
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Мг » МГУ имени М.В. Ломоносова » Факультеты МГУ » Экономический факультет МГУ им. Ломоносова
• Образование » Образование в России » Учебные заведения России » Высшие учебные заведения России » Высшие учебные заведения Москвы » МГУ имени М.В. Ломоносова » Факультеты МГУ » Экономический факультет МГУ им. Ломоносова
• Образование » Образование в России » Образование в Москве » Высшие учебные заведения Москвы » МГУ имени М.В. Ломоносова » Факультеты МГУ » Экономический факультет МГУ им. Ломоносова
• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение » Высшие учебные заведения по странам » Высшие учебные заведения России » Высшие учебные заведения Москвы » МГУ имени М.В. Ломоносова » Факультеты МГУ » Экономический факультет МГУ им. Ломоносова. Ломоносова
«Стратегия развития Арктики• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Стратегия развития Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Стратегия развития Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Стратегия развития Арктической зоны РФ должна быть проактивной: идти из будущего к
настоящему»
Арктический регион• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика имеет три стратегических значения, определяющих его
важность как для обеспечения геополитических и геоэкономических позиций России• Россия
в мире, так и для ее внутреннего развития.
Во-первых, это ресурсы. Ввиду суровых климатических условий обширное
пространство к северу от Северного полярного круга• Физико-географические регионы » Арктика » Северный полярный круг оставалось слабо изученным
и малоосвоенным. Вследствие этого расположенные там сырьевые запасы остаются
нетронутыми, и они огромны. Геологическая служба США считает, что в
Арктическом регионе• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика сосредоточено: не менее 13% мировых запасов нефти• Экономика » Мировая экономика » Запасы нефти мира
• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть » Запасы нефти мира; как
минимум 30% природного газа• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ, а также залежи золота, алмазов, меди, никеля,
угля и длинного перечня других ресурсов, в том числе дефицитных редкоземельных
элементов• Химия » Химические элементы » Редкоземельные элементы. Из них не менее половины находятся «на российской территории• Россия » Территория России».
Объем только точно разведанных там газовых месторождений• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Месторождение природного газа превышает 1 трлн м 3
, что равно 99% от запасов на континентальной части РФ• Россия, 500% от газовых
запасов США• Соединённые Штаты Америки (США) и 2354% от запасов Норвегии• Норвегия. Таким образом, освоение Россией• Россия
арктического• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика пространства принципиально усилит ее позицию на мировом рынке как
ключевого поставщика сырьевых и энергетических ресурсов, а также обеспечит ими
российскую экономику• Россия » Экономика России
• Экономика » Экономика России на перспективу не менее 100–150 лет. Даже в
постиндустриальной эре• Физико-географические регионы » Европа » Европейские валюты » Шведская крона
• Экономика » Экономика Швеции » Шведская крона человечество продолжит нуждаться в выработке энергии
для отопления• Сфера услуг » Жилищно-коммунальное хозяйство » Теплотрасса, освещения, обеспечения промышленных потребностей, в сырье для
промышленных товаров и производства строительных материалов• Строительство » Производство строительных и отделочных материалов. Таким образом,
страны• Государство, владеющие крупнейшими месторождениями• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения и способные их самостоятельно
разрабатывать, имеют существенное преимущество в геополитической конкуренции.
Во-вторых, это инфраструктурная перспектива. Географические условия российской
территории• Россия » Территория России таковы, что доступ к внутренним районам Урала• Россия » Регионы России » Урал, Сибири• Россия » Регионы России » Сибирь и Дальнего
Востока• Россия » Регионы России » Дальний Восток России по суше крайне затруднен. Суровый климат и огромная протяженность
территории требуют высоких расходов на создание достаточной транспортной
инфраструктуры• Транспорт » Дорожно-транспортная инфраструктура и ее поддержания в работоспособном состоянии. Из-за чего вывоз
добываемого сырья, а также завоз всего необходимого для жизнедеятельности
людей и функционирования экономики• Экономика остается возможным только по рекам Печора• Россия » Реки России » Реки Республики Коми » Печора,
Обь• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Се » Сеть магазинов Obi
• Торговля » Торговые сети » Торговые сети России » Сеть магазинов Obi
• Торговля » Розничная торговля » Торговые сети » Торговые сети России » Сеть магазинов Obi, Надым• Россия » Реки России » Реки Ямало-Ненецкого Автономного округа » Надым (река), Енисей• Россия » Реки России » Реки Красноярского края » Енисей, Хета, Лена и некоторым другим. Их устья упираются в воды
морей, входящих в Северный Ледовитый океан• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан, организация логистики• Экономика » Логистика по которому,
при современном уровне развития техники, остается единственным вариантом
экономически целесообразного обеспечения значительной (не менее трети) части
территории России• Россия » Территория России.
В-третьих, Арктика• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика имеет важное значение для обеспечения национальной
безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность России• Россия.
В число актуальных задач арктической• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика науки входят макроэкономический анализ• Экономика » Экономический анализ » Макроэкономический Анализ и
прогнозирование рисков для социально-экономического развития регионов• Россия » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ » Социально-экономическое развитие регионов РФ
• Экономика » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ » Социально-экономическое развитие регионов РФ АЗРФ• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Россия » Регионы России » Арктическая зона России
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России,
связанных с внешними ограничениями. Перспективы развития экономики• Экономика Российского• Россия
Севера в изменившихся внешнеполитических условиях, включая переориентацию ее
экспортной составляющей на новые рынки, изменение геоэкспортной географии• География (наука) и
значительное увеличение доли отдельных стран• Государство в товарообороте• Торговля, безусловно,
заслуживают нашей оценки и, самое главное, настоятельно диктуют необходимость
выработки возможных сценариев и соответствующих рекомендаций, в том числе
долгосрочного характера.
Стратегия-2035 должна быть трансформирована в Стратегию развития Арктики• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Стратегия развития Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Стратегия развития Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Стратегия развития Арктической зоны РФ —
2050. Она должна быть проактивной, то есть идти из будущего к настоящему.
Стратегия должна быть скользящей, а не последовательной, и тогда она может
быть гибкой и адаптивной к изменяющимся условиям во внешней среде. Она должна
носить стратегический характер с инкорпорированием индикативного планирования.
Некоторые основные препятствия для благоприятных сценариев развития Арктики• Политика » Арктический регион:
территориальные споры• Политика » Геополитика » Территориальные споры: государства• Государство часто не могут договориться об
исключительных правах на использование шельфа, на котором находятся
значительные запасы полезных ископаемых, например, Канада• Канада и США• Соединённые Штаты Америки (США) ведут
многолетний спор по поводу моря Бофорта, где сосредоточены месторождения• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения
углеводородов;
слабая обеспеченность флотом• Транспорт » Водный транспорт » Речной транспорт ледового класса: в России• Россия не хватает мощностей
для производства крупнотоннажных транспортных судов• Транспорт » Водный транспорт » Речной транспорт усиленного ледового класса
(танкеров, газовозов, балкеров);
геополитическая обстановка: с 2022 года недружественные партнеры начали
ограничивать участие России• Россия в международных сообществах• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика » Мировое сообщество
• Темы документов (документы) » Внешняя политика » Мировое сообщество, регулирующих
отношения в регионе. Политическое и экономическое давление с их стороны
привело к заморозке ряда арктических проектов• Политика » Арктический регион » Арктические проекты и разрыву международных деловых
отношений;
суровые природные условия: жесткий климат и ледяные образования затрудняют
эксплуатацию ресурсов и ведение хозяйственной деятельности.
По расчетам ученых-климатологов• Метеорология » Климатология » Климатологи, процесс глобального потепления• Политика » Геополитика » Международные отношения » Направления международного сотрудничества » Изменение климата » Глобальное потепление
• Метеорология » Климатология » Изменение климата » Глобальное потепление
• Экология » Охрана окружающей среды » Глобальное потепление в Российской
Арктике• Россия » Регионы России » Арктическая зона России
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России будет неоднородным: в целом температуры поднимутся практически везде,
но в азиатской части они вырастут заметно больше.
В результате происходящих процессов, с одной стороны, в Арктике• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика станет заметно
проще работать: уменьшение числа дней с температурами ниже −30 °С сократит
время простоя бурового оборудования. Вместе с тем таяние вечной мерзлоты• Метеорология » Климатология » Вечная мерзлота
• География (наука) » Криология » Геокриология » Вечная мерзлота может
оказать негативное влияние на инфраструктуру транспортировки сырья. К минусам,
которые несет с собой потепление, ученые• Объект человек » Люди по роду занятий » Ученые отнесли рост количества осадков. По
их расчетам, на Ямале• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Ямало-Ненецкий АО количество осадков зимой к концу века может вырасти на
40%, на севере Якутии• Россия » Федеральные округа РФ » Дальневосточный федеральный округ (ДФО) » Республика Саха (Якутия)
• Россия » Регионы России » Дальний Восток России » Республика Саха (Якутия) и Чукотки — на 70%. Такое количество снега усложнит
транспортные операции.
Из плюсов также можно отметить, что потепление сократит длительность
отопительного сезона• Сфера услуг » Жилищно-коммунальное хозяйство » Теплотрасса. Для арктической зоны• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика
• Россия » Регионы России » Арктическая зона России
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России европейской части России• Россия его
продолжительность уменьшится на 40–50 суток в год к середине XXI века и на
60–70 суток к его концу. Общие затраты на отопительный сезон• Сфера услуг » Жилищно-коммунальное хозяйство » Теплотрасса там могут упасть
на 30%. Позитивное влияние потепление окажет на лесное и сельское хозяйство• Сельское хозяйство,
кроме оленеводства• Сельское хозяйство » Животноводство » Оленеводство
• Биология » Зоология » Животные » Классификация животных » Вторичноротые » Хордовые » Позвоночные » Млекопитающие » Млекопитающие по отрядам » Парнокопытные » Олени » Оленеводство, где могут быть проблемы из-за роста количества выпадающего
зимой снега.
Хотя исследователи• Объект человек » Люди по роду занятий » Ученые называют больше позитивных, чем негативных последствий
смоделированного ими потепления, они избегают решительных выводов. Для
получения более полного представления о проблеме нужно уделить большое
внимание совершенствованию методов климатического моделирования будущего
Российской Арктики• Россия » Регионы России » Арктическая зона России
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России.
Арктика• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика — стратегический регион, которому необходим человеческий капитал.
Ежегодная потребность в дополнительных кадрах в Арктическом регионе• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика составляет
66 тыс. человек в 2024 году. Это рабочие места, инженерные и рабочие
специальности. Эта потребность немного снижается к 2035 году до 51 тыс.
человек, но все равно сохраняется. Согласно исследованию, наибольшую
потребность в человеческом капитале в 2024 году испытывают: Мурманская область• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Мурманская область
— 21 тыс. человек, Ямало-Ненецкий округ• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Ямало-Ненецкий АО — 18 тыс. человек, Архангельская
область• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Архангельская область — 14 тыс. человек.
В Российской Арктике• Россия » Регионы России » Арктическая зона России
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России продолжается отток населения. Качество жизни значительно
хуже, чем в других регионах России• Россия » Регионы России. Не хватает не только повышения доходной
части, но и наличия социальной инфраструктуры, качественных систем
здравоохранения и образования. Молодые и образованные люди в основной своей
массе не готовы работать сейчас в регионах Российской Арктики• Россия » Регионы России » Арктическая зона России
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России. А значит,
необходимо находить новые стимулы и мотивы для развития кадрового потенциала в
регионах АЗРФ• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Субъекты Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Субъекты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Субъекты Арктической зоны РФ.
Сергей Кренц
Директор Центра арктических исследований и проектов Президентской академии в
Санкт-Петербурге• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Санкт-Петербург
• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Санкт-Петербург, эксперт Проектного офиса развития Арктики• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Проектный офис развития Арктики (ПОРА)
«СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП) имеет огромный потенциал для того, чтобы стать общестрановым проектом»
Северный морской путь• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП) стал мегапроектом, который столь необходим для
обеспечения национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность страны• Государство на современном этапе. В рамках
развития СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП) уже сегодня реализуются масштабные инициативы. Здесь можно
отметить единый план развития СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП), закон о северном завозе• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » О северном завозе (№ 411-ФЗ),
появление инфраструктурного оператора СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП) (госкорпорация «Росатом• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Росатом»), а также
связанные с СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП) разрабатываемые в настоящий момент мастер-планы 16 опорных
населенных пунктов в Арктике• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ.
Реализация мегапроекта СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП) в комплексе с иными арктическими проектами• Политика » Арктический регион » Арктические проекты серьезно
трансформирует качество жизни в Арктической зоне Российской Федерации• Россия » Регионы России » Арктическая зона России
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России, однако
ряд задач еще предстоит решить.
По расчетам специалистов Арктического и антарктического
научно-исследовательского института• Физико-географические регионы » Арктика » Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ)
• Физико-географические регионы » Антарктика » Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ар » Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ)
• Научно-исследовательские центры » Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ), к 2050 году Арктика• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика сможет освобождаться
ото льда только в летние месяцы, но не зимой. Ледовые условия отнюдь не станут
легче, следовательно, ледокольный флот• Транспорт » Водный транспорт » Суда и корабли » Гражданские суда » Ледоколы будет более чем востребован в ближайшие
30 лет, а проблемы транспортной доступности территорий и круглогодичного
сообщения по СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП) по-прежнему требуют передовых технических решений.
Ученые• Объект человек » Люди по роду занятий » Ученые-специалисты неоднократно обращали внимание на сложность и важность
вопроса обеспечения круглогодичной навигации по СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП). Круглогодичная навигация
нужна не просто с точки зрения обеспечения логистики• Экономика » Логистика в Российской Арктике• Россия » Регионы России » Арктическая зона России
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России, она
способна повлиять на сезонность — вложенную сущность всех
социально-экономических процессов на Крайнем Севере• Россия » Регионы России » Крайний Север России.
Северный морской путь• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП) необходимо понимать не только как транспортный коридор• Транспорт » Дорожно-транспортная инфраструктура » Автомобильные дороги
по линии «запад — восток», соединяющий Мурманск• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Мурманская область » Населенные пункты Мурманской области » Мурманск с Анадырем• Россия » Регионы России » Дальний Восток России » Чукотский автономный округ » Населенные Пункты Чукотского Автономного округа » Анадырь
• Россия » Федеральные округа РФ » Дальневосточный федеральный округ (ДФО) » Чукотский автономный округ » Населенные Пункты Чукотского Автономного округа » Анадырь, или, если говорить
о Большом СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП), — Калининград с Владивостоком• Россия » Федеральные округа РФ » Дальневосточный федеральный округ (ДФО) » Приморский край » Населенные пункты Приморского края » Владивосток
• Россия » Регионы России » Дальний Восток России » Приморский край » Населенные пункты Приморского края » Владивосток, но и как трассу• Транспорт » Дорожно-транспортная инфраструктура » Автомобильные дороги сборки для
меридионально протяженных транспортных систем• Транспорт » Транспортная отрасль по линии «север — юг».
Необходимо создать один или два железнодорожных коридора, обеспечивающих
связанность уральской и сибирской• Россия » Регионы России » Сибирь части СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП) с основной транспортной системой• Транспорт » Транспортная отрасль
страны• Государство для снижения нагрузки на Мурманский• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Мурманская область » Населенные пункты Мурманской области » Мурманск
• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Мурманская область транспортный хаб• Транспорт » Транспортная отрасль и Восточный
полигон.
Важно предоставить выход к СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП) предприятиям Урала• Россия » Регионы России » Урал, Сибири• Россия » Регионы России » Сибирь и Дальнего Востока• Россия » Регионы России » Дальний Восток России,
это крайне актуально для развития инфраструктуры СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП).
СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП) имеет огромный потенциал для того, чтобы стать общестрановым проектом, и
если будет обеспечена мультимодальность путем создания сети логистических
хабов на СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП), то появится возможность закольцевать транспортную систему• Транспорт » Транспортная отрасль
Российской Федерации• Россия с севера с помощью СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП) и с юга с помощью Транссиба• Россия » Регионы России » Сибирь » Транссибирская магистраль, БАМа• Россия » Регионы России » Сибирь » Байкал » Байкало-Амурская магистраль (БАМ)
• Россия » Регионы России » Сибирь » Восточная Сибирь » Байкало-Амурская магистраль (БАМ)
• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги » Железнодорожный транспорт СССР » Байкало-Амурская магистраль (БАМ)
• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги » Железные дороги России » Байкало-Амурская магистраль (БАМ)
• Экономика » Экономика СССР » Всесоюзные комсомольские стройки » Байкало-Амурская магистраль (БАМ)
• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) » Экономика СССР » Всесоюзные комсомольские стройки » Байкало-Амурская магистраль (БАМ),
Восточного полигона. Это даст мощнейший толчок развитию внутренних районов
страны• Государство от Урала• Россия » Регионы России » Урал до Дальнего Востока• Россия » Регионы России » Дальний Восток России, поскольку появится возможность выбора
путей для экспортно-импортных операций. Расширение транспортной инфраструктуры• Транспорт » Дорожно-транспортная инфраструктура
закономерно приведет к тому, что муниципальные образования• Россия » Местное самоуправление в России » Муниципальное управление в России
• Государство » Местное самоуправление » Муниципалитет и регионы России• Россия » Регионы России
получат значительные перспективы от развития СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП).
Решение проблем сезонности и круглогодичной навигации, переход к
всероссийскому масштабу мегапроекта, активное включение муниципальных
образований• Россия » Местное самоуправление в России » Муниципальное управление в России
• Государство » Местное самоуправление » Муниципалитет и развитие международного сотрудничества• Политика » Геополитика » Международные отношения » Дипломатия » Международное сотрудничество
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное сотрудничество являются теми четырьмя
возможными направлениями работы в дополнение к уже ведущимся, систематическая
реализация которых в долгосрочной перспективе будет существенно способствовать
развитию СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП).
Северный морской путь• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП) — один из крупнейших геоэкономических проектов страны• Государство.
Его успешная реализация, а также обретение статуса одного из ведущих мировых
транспортных коридоров• Транспорт » Дорожно-транспортная инфраструктура » Автомобильные дороги и статуса национальной транспортной магистрали• Транспорт » Дорожно-транспортная инфраструктура будут
положительно сказываться на укреплении роли России• Россия как одного из мировых
центров нового многополярного мира• Политика » Геополитика » Многополярность.
Александр Кугаевский
Заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета им. М. К.
Аммосова по аналитической и экспертной деятельности
«Арктика• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика — территория прирастания могущества России• Россия»
Арктика• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика была и остается местом великих географических и научных открытий,
территорией прирастания могущества России• Россия, местом беспримерного человеческого
подвига. Внимание к Арктике• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика всегда было повышенным, за исключением 1990-х
годов. Но и тогда актуальность проблем Арктической зоны• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика
• Россия » Регионы России » Арктическая зона России
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России не уменьшилась, просто
акценты внимания были перемещены в область• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Архангельская область «выживания» в условиях, когда в
одночасье были сломаны многими годами наработанные хозяйственные связи,
практика государственного регулирования• Экономика » Государственное регулирование
• Государство » Государственное регулирование и управления социальным и
экономическим развитием и механизмы северного завоза• Государство » Социальная политика » Северный завоз.
Фактом является и то, что распад СССР• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) » Распад СССР, разрушение единого экономического и
национального пространства вызвали бурный отток населения (который еще не
остановился до сих пор• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Проектный офис развития Арктики (ПОРА)) из арктических районов• Политика » Арктический регион, с Дальнего Востока• Россия » Регионы России » Дальний Восток России,
катастрофическое обрушение производства. Однако огромный потенциал уникальных
природных ресурсов• Геология » Природные ресурсы, основные знания о котором накоплены в советский период,
теперь вновь приобретает свою глобальную значимость. Вопрос: как, какими
средствами включить эти богатства в оборот, во благо России• Россия?
Сегодня, при современных средствах преодоления пространства, из Арктики• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика
навсегда ушло понятие «полюс недоступности• Метеорология » Климатология » Экстремальные точки Земли » Полюса Земли » Полюс недоступности (антарктическая станция)». Важнейшая роль с давних времен
тут принадлежит морским путям сообщения. Природный потенциал западного сектора
Российской Арктики• Россия » Регионы России » Арктическая зона России
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России, Западной Сибири• Россия » Регионы России » Сибирь » Западная Сибирь и Северного Урала уже включен в глобальный
обмен добываемыми углеводородами, но и здесь шельфовая зона еще ждет своего
будущего. Восточный сектор Арктики• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика — Восточная Сибирь• Россия » Регионы России » Сибирь » Восточная Сибирь, Якутия• Россия » Федеральные округа РФ » Дальневосточный федеральный округ (ДФО) » Республика Саха (Якутия)
• Россия » Регионы России » Дальний Восток России » Республика Саха (Якутия) и Дальний Восток• Россия » Регионы России » Дальний Восток России
— теперь восстанавливают свой потенциал и обещают большие перспективы
промышленного развития в области• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Архангельская область добычи углеводородного сырья• Добыча полезных ископаемых » Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых » Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях » Добыча сырой нефти и природного газа, алмазов,
драгоценных и редких металлов• Химия » Химические элементы » Группы химических элементов » Редкие элементы и многих других природных ресурсов• Геология » Природные ресурсы. Немало
серьезных задач при этом ставит обеспечение транспортных подходов к береговым
пунктам СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП), как и обеспечение сквозного плавания с выходом в моря
Тихоокеанского бассейна.
Большую уверенность в благополучном развитии Арктической зоны• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика
• Россия » Регионы России » Арктическая зона России
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России придает то, что
все эти вопросы постоянно находятся в поле пристального внимания президента
России• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации
• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации
• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации. В. В. Путин• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Пу » Путин, Владимир Владимирович только за последние годы дал целый ряд важных поручений по
развитию минерально-сырьевой базы, энергетики, по транспортному освоению
Арктики• Политика » Арктический регион » Освоение Арктики
• Физико-географические регионы » Арктика » Освоение Арктики. Главным транспортным объектом является Северный морской путь• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП), в том
числе береговая инфраструктура, речные и сухопутные подходы к морским портам,
включая строительство железнодорожного• Строительство » Железнодорожное строительство Северного широтного хода• Строительство » Железнодорожное строительство » Северный широтный ход с выходом на
север Красноярского края• Россия » Федеральные округа РФ » Сибирский федеральный округ » Красноярский край.
Все это будет реализовано в полной мере, как и предсказание великого
Ломоносова о главных факторах прирастания могущества российского• Россия: «Сибирью• Россия » Регионы России » Сибирь и
Северным океаном• Моря, заливы, проливы » Океаны».
Главные препятствия для благоприятных сценариев развития Арктики• Политика » Арктический регион по-прежнему —
труднодоступность, экстремальные природно-климатические условия и сложные
транспортные схемы, энергетика, речной флот• Транспорт » Водный транспорт » Речной транспорт, содержание речных путей сообщения
и подходов с моря к береговым перевалочным базам. Пути преодоления — четкая и
полная государственная политика• Государство в Арктике• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика, арктические• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика технологии в сфере
транспорта• Транспорт » Транспортная отрасль и энергетики, в промышленном производстве, в традиционных отраслях
хозяйствования. К примеру, сейчас в практику оленеводства• Сельское хозяйство » Животноводство » Оленеводство
• Биология » Зоология » Животные » Классификация животных » Вторичноротые » Хордовые » Позвоночные » Млекопитающие » Млекопитающие по отрядам » Парнокопытные » Олени » Оленеводство начали внедряться
БПЛА• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), спутниковая связь. Они должны стать неотъемлемым элементом кочевых
технологий ведения хозяйства. Но все это неспешно вводится в работу. Наши
рыбаки, ведущие промысел ценнейших пород рыбы• Биология » Зоология » Животные » Классификация животных » Вторичноротые » Хордовые » Позвоночные » Рыбы, ведут промысловый лов с лодок
туристского назначения, вовсе не приспособленных для этого непростого дела.
Переработка рыбы• Рыбная промышленность ведется в теплых регионах, где она уже теряет свои лучшие
качества. Государственные программы, нормативно-правовая база, организация
традиционного природопользования должны быть модифицированы с учетом новых
вызовов и новых технологических возможностей.
Чтобы привлечь людей для решения стоящих задач, нужна согласованная кадровая и
социальная политика• Государство » Социальная политика регионов и корпораций, претендующих на недропользование в
АЗРФ• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Россия » Регионы России » Арктическая зона России
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России. Уровень жизни населения в былые времена в Арктической зоне• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика
• Россия » Регионы России » Арктическая зона России
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России был всегда
выше, чем в любых других районах СССР, — как по уровню доходов населения, так
и по обеспечению, доступности отдыха в других регионах, медицинскому
обслуживанию, образованию и т. д. Материальные стимулы лишь частично
определяют уровень и качество жизни населения.
Если говорить о происходящих климатических изменениях• Политика » Геополитика » Международные отношения » Направления международного сотрудничества » Изменение климата
• Метеорология » Климатология » Изменение климата, то, судя по научным
результатам изучения динамики известных океанических течений в Атлантике,
вопрос о глобальном потеплении• Политика » Геополитика » Международные отношения » Направления международного сотрудничества » Изменение климата » Глобальное потепление
• Метеорология » Климатология » Изменение климата » Глобальное потепление
• Экология » Охрана окружающей среды » Глобальное потепление в Арктике• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика становится не вполне определенным.
Тем не менее, грядет ли потепление или, наоборот, похолодание, любой из этих
природных трендов не должен выпадать из поля пристального внимания. И то и
другое несет свои риски по всем направлениям — от состояния планктона в
акваториях и в местах нереста• Биология » Зоология » Животные » Классификация животных » Вторичноротые » Хордовые » Позвоночные » Рыбы » Нерест
• Биология » Зоология » Животные » Классификация животных » Вторичноротые » Хордовые » Позвоночные » Земноводные » Нерест северных рыб• Биология » Зоология » Животные » Классификация животных » Вторичноротые » Хордовые » Позвоночные » Рыбы, пищевых цепей• Экология » Пищевая цепь животного мира до
судоходства• Транспорт » Водный транспорт в северных морях и реках и т. д. Арктика• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика — это зона вечной
мерзлоты• Метеорология » Климатология » Вечная мерзлота
• География (наука) » Криология » Геокриология » Вечная мерзлота, это слабые берега морей и рек. Бороться с природными трендами глупо,
но изучать их, предупреждать риски и готовиться к любому стечению
обстоятельств мы обязаны.
Алина Софьина , личные архивы экспертов