Арктические города• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ в
пространстве и времени: как
со сменой технологий• Технологии меняется
примерно все – часть первая
Арктические города• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ в пространстве и времени: как со сменой технологий• Технологии меняется
примерно все – часть первая
Особость преодоления пространства, смена транспортных технологий• Технологии, проблемы со
ввозом и вывозом, эффект масштаба• Экономика » Микроэкономика » Эффект масштаба
• Экономика » Производство » Теория производства » Эффект масштаба и специфика местного спроса, огороды на
северах и фермеры• Сельское хозяйство » Фермерское хозяйство на Аляске• Соединённые Штаты Америки (США) » Аляска. И почему: нефть• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть – на юг, а с юга – бензин• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть » Нефтепродукты » Бензин
• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Моторное топливо » Бензин?
Северные города Удаленные поселения Жизнь на Севере
Надежда Замятина
9 января, 2025, 10:05
Фото: Сергей Доля / GeoPhoto
Прогнозируя будущее арктических городов• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ, полезно задуматься об эпохальных
факторах их развития – «эпохальных» от слова «эпоха», включающая внешние,
неотменимые условия их развития. И хотя кто-то уже привык во всем видеть
влияние международной политики, речь не о ней, а о факторе, в контексте
арктических городов• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ более мощном – о транспортных технологиях• Технологии. Особость
преодоления пространства в Арктике• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика настолько сильна, что эта особость
перекрывает все, что сиюминутно кажется важным в обычных, средних широтах.
Средние широты, конечно, тоже меняются в зависимости от технологий• Технологии, однако
здесь они как-то менее судьбоносны: пересаживаясь с паровоза на автомобиль,
жители средних широт меняют образ жизни, тогда как в высоких широтах от
транспортных технологий• Технологии зависит, пожалуй, сама жизнь как таковая.Здесь цитата
Поэтому в Арктике• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика смена транспортных технологий• Технологии столь важна, что ритм этих
перемен оказывается сильнее идеологических различий между государствами:
базовые изменения в траекториях развития арктического• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика хозяйства происходят
синхронно в разных странах (о чем уже говорилось, например, здесь ) . Так,
например, в первой половине XX века на Севере при месторождениях возникали
города с более или менее широким спектром обслуживающих отраслей и собственной
продовольственной базой хоть в сталинском СССР• Союз Советских Социалистических Республик (СССР), хоть на рыночной Аляске• Соединённые Штаты Америки (США) » Аляска, и
наоборот, к 1980-м годам вахтовый метод стал активно развиваться и в
зарубежных странах, и в Советском Союзе• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) (вопреки стереотипам факты
свидетельствуют именно об этом, о чем я уже писала ранее и др.).
Сегодня попробуем разобраться в общих закономерностях развития арктических
городов• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ, обусловленных их местом в пространстве – и во времени, с учетом
именно смены технологических укладов. Иными словами, попробуем понять, чем
Арктика• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика эпохи паровоза не похожа на Арктику• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика эпохи двигателя внутреннего
сгорания• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль » Двигатель внутреннего сгорания, и немного заглянуть на такой пока туманный объект как «Арктика• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика
времен шестого технологического уклада» – какой-то новой технологической
эпохи, контуры которой формируются прямо на наших глазах.
Для этого введем ограничения: из всех возможных границ Арктики• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика будем говорить
об Арктике• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика удаленной – той, где изменения транспортных технологий• Технологии наиболее
чувствительны.
Фото: Сергей Смирнов / GeoPhoto
Арктика• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика как зона удаленности
Роль специфики пространства в развитии Арктических городов• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ достаточно
очевидна, если признать в качестве таковой специфики удаленность. Именно
удаленность оказывает на развитие экономики (а между прочим – и на
самоощущение северян) столь мощное воздействие, что идеальным было бы выделять
зону особых условий именно по критериям удаленности. Это давно предлагали и
советские ученые• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) » Наука в СССР » Ученые СССР
• Объект человек » Люди по роду занятий » Ученые » Ученые СССР
• Наука по странам » Наука в СССР » Ученые СССР, и в первую очередь, С.В. Славин.
«…черты, по которым должны быть выделены районы Севера, находят экономическое
выражение в коэффициентах удорожания, т.е. в повышенных затратах труда,
необходимых при прочих равных условиях на Севере при выполнении одного и того
же объема работы по сравнению со старыми обжитыми районами страны. <…>
Экономическим критерием отнесения данной территории Севера к Ближнему и
Дальнему Северу может служить коэффициент удорожания по сравнению с южнее
расположенными районами.
Источник: Славин С.В. Промышленное и транспортное освоение Севера СССР• Союз Советских Социалистических Республик (СССР). М.:
Экономиздат, 1961. Стр. 10, 23. См. более детально здесь .
Очень похоже думают и аляскинские коллеги – и в первую очередь М. Берман.
«Арктика• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика как приполярный регион часто определяется в терминах физической
географии – как территория к северу от полярного круга• Физико-географические регионы » Арктика » Северный полярный круг, или по линии средней
температуры июля в 10 градусов по Цельсию, а иногда используется и
экологическая граница, а именно северная граница древесной растительности, или
граница леса. Арктический совет• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ар » Арктический совет использует несколько более сложное
определение, основанное, однако, именно на этих природных параметрах.
Основываясь же на географии человека, Арктику• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика лучше было бы определить как
отдаленную зону , занимающую самые северные пространства Азии, Европы и
Северной Америки».
Источник: Берман M. Удаленность и мобильность: транспортные пути, технологии• Технологии и
устойчивость в арктических• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика сообществах // Вестник Бурятского государственного
университета• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Бу » Бурятский государственный университет. 2013. № 2. Стр. 19—31 (текст на английском языке, перевод и
выделение – Н.З.).
Подход «от удаленности» сильно противоречит желанию найти более стабильную и
«объективную» границу Арктики• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика или Севера – например, советский северовед Г.А.
Агранат критиковал подход «от удаленности» за его неопределенность: мол,
освоим какую-то территорию – и что же, границу Севера отодвигать? Да,
отодвигать! Чтобы не продолжать старый спор (подробнее о нем здесь ), условно
признаем, что подход «от удаленности» и «от климата» подразумевает разные
объекты, и тот, что «от удаленности», похоже, сильнее влияет на экономику.
Как именно? У удаленности есть два варианта – это удаленность от основной зоны
расселения и удаленность северных городов друг от друга. Оба пагубно влияют на
экономику. С удаленностью от основной зоны расселения проще: понятно, что
удаленность здесь – это высокие транспортные издержки на доставку всего, что
доставляется с юга, а это много что: основной объем продовольствия, топлива,
стройматериалов, промышленных изделий – от одежды и мебели до промышленной
техники и автомобилей.
Проблема не только со ввозом, но и с вывозом: даже если на Севере произведен
какой-то товар (допустим «просто» рыба• Биология » Зоология » Животные » Классификация животных » Вторичноротые » Хордовые » Позвоночные » Рыбы) – то продать ее зачастую не получается
из-за высокой стоимости доставки ее потребителю. Характерный пример – проблемы
рыбаков Ненецкого округа: здесь ловится не такая уж дорогая рыба• Биология » Зоология » Животные » Классификация животных » Вторичноротые » Хордовые » Позвоночные » Рыбы, навага• Биология » Зоология » Животные » Классификация животных » Вторичноротые » Хордовые » Позвоночные » Рыбы » Дальневосточная навага.
Дорог на побережье НАО нет, и, если доставлять навагу• Биология » Зоология » Животные » Классификация животных » Вторичноротые » Хордовые » Позвоночные » Рыбы » Дальневосточная навага потребителю вертолетом• Авиация » Вертолеты,
она будет «золотой» и потому нерентабельной (и даже если через несколько
перевалок по зимникам или по Севморпути• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП), на который многие возлагают большие
надежды – для «простой» наваги• Биология » Зоология » Животные » Классификация животных » Вторичноротые » Хордовые » Позвоночные » Рыбы » Дальневосточная навага это тоже не рыночная история).
По сути, с Севера более или менее выгодно вывозить только дорогие продукты• Питание » Еда и напитки » Молочные продукты » Сметана –
именно они и формируют грузооборот Севморпути• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП). Это медно-никелевый концентрат
из Норильска• Россия » Федеральные округа РФ » Сибирский федеральный округ » Красноярский край » Населенные пункты Красноярского края » Норильск, сжиженный природный газ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ Сабетты, нефть• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть Нового Порта… Древесина,
рыба• Биология » Зоология » Животные » Классификация животных » Вторичноротые » Хордовые » Позвоночные » Рыбы, продукты• Питание » Еда и напитки » Молочные продукты » Сметана для Северян – это уже все про социальные обязательства• Государство » Социальная политика, а не
прибыль (кто не знает, провоз рыбы• Биология » Зоология » Животные » Классификация животных » Вторичноротые » Хордовые » Позвоночные » Рыбы Севморпутем• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП) с Дальнего Востока, активно
распиаренный в последние годы – это субсидируемая акция). В общем,
экономическое влияние удаленности на развитие экономики хорошо описывается
пословицей «за морем телушка – полушка, да рубль перевоз» (что для
производителей северных «телушек» по сути, приговор).
Фото: Никита Кузнецов / GeoPhoto
В общем, с удаленностью от основной зоны расселения относительно понятно. При
чем тут удаленность северных городов друг от друга? Здесь возникает другая
экономическая проблема – узость рынка сбыта. Для современной экономики размер
рынка – один из ключевых параметров. Чем больше рынок, тем больше так
называемая экономия на масштабе. Именно она, к слову, достигается в результате
«агломерационного эффекта», и это одна из причин, почему городам выгодно
«сбиваться в кучу». Обычно при прочих равных экономически более выгодно, если
действует один крупный завод, кормящий хлебом• Питание » Хлебобулочные изделия » Хлеб все города из группы, чем если
бы в каждом квартале была бы своя пекарня• Питание » Общественное питание » Предприятия общественного питания » Пекарня
• Питание » Кулинария » Предприятия общественного питания » Пекарня
• Торговля » Розничная торговля » Пекарня, и переломить эту ситуацию может
только приверженность жителей к какому-то особому, и непременно горячему,
хлебу• Питание » Хлебобулочные изделия » Хлеб, который можно купить только в пекарне• Питание » Общественное питание » Предприятия общественного питания » Пекарня
• Питание » Кулинария » Предприятия общественного питания » Пекарня
• Торговля » Розничная торговля » Пекарня за углом. Только внимание к
подобного рода душевным «излишествам» позволяет сохранять небольшие местные
фирмы (правило действует для многих отраслей, не только для хлебопечения), в
противном случае неизбежна «оптимизация».
Кстати, запомним: специфика местного спроса – то, что гипотетически может
побороть эффект масштаба• Экономика » Микроэкономика » Эффект масштаба
• Экономика » Производство » Теория производства » Эффект масштаба, для арктических городов• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ это буквально жизненно
важно. В остальном случае узкий рынок сбыта – это смерть производства –
практически любого.
Именно по этой причине, кстати, в Арктике• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика, кажется, нигде в мире не производят
из местной нефти• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть бензин• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть » Нефтепродукты » Бензин
• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Моторное топливо » Бензин – качают нефть• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть на юг, и потом уже с юга везут бензин• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть » Нефтепродукты » Бензин
• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Моторное топливо » Бензин.
Многие северяне возмущаются таким положением дел (обычно в контексте цен на
бензин• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть » Нефтепродукты » Бензин
• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Моторное топливо » Бензин), но дело именно в бездушном эффекте масштаба• Экономика » Микроэкономика » Эффект масштаба
• Экономика » Производство » Теория производства » Эффект масштаба. Окупается только
относительно крупный нефтеперерабатывающий• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть » Нефтепереработка комбинат, который, помимо бензина• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть » Нефтепродукты » Бензин
• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Моторное топливо » Бензин,
производит обычно целый ряд нефтепродуктов• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть » Нефтепродукты: керосин• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть » Нефтепродукты » Керосин, мазут• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть » Нефтепродукты » Мазут, широкую фракцию
легких углеводородов (ШФЛУ), которые, в свою очередь, идут на полиэтилен и
другие полезные продукты.
Так вот, представим, что мы ставим такой комбинат где-нибудь в Ноябрьске• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Ямало-Ненецкий АО » Населенные пункты ЯНАО » Ноябрьск.
Местный рынок не потребляется все эти ШФЛУ, их нужно вывозить – причем для
каждого продукта• Питание » Еда и напитки » Молочные продукты » Сметана потребуется свой продуктопровод или цистерна – затраты на
транспортировку• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железнодорожные перевозки всего этого добра будут столько велики, что уж проще закачать
все сразу в одну трубу, и привезти обратно на север один бензин• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть » Нефтепродукты » Бензин
• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Моторное топливо » Бензин, что и
происходит. Причем происходит не только у нас, но и, допустим, на Аляске• Соединённые Штаты Америки (США) » Аляска, на
севере которой качают нефть• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть из одного из крупнейших в США• Соединённые Штаты Америки (США) месторождений.
Нефть• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть-то есть, но потребителей, которые позволили бы окупиться заводу –
недостаточно. Правда, на Севере бывают мини-нефтеперерабатывающие заводы• Энергетика » Углеводородная энергетика » Нефтяная промышленность » Нефтеперерабатывающие предприятия » Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ)
• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть » Нефтепереработка » Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ)
• Энергетика » Углеводородная энергетика » Нефтяная промышленность » Нефтеперерабатывающие предприятия » Нефтепереработка » Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ),
обычно небольшой мощности, и производят они бензин• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть » Нефтепродукты » Бензин
• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Моторное топливо » Бензин и керосин• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть » Нефтепродукты » Керосин уже для местных
нужд, и чаще всего – в транспортно-изолированных районах, куда доставка
бензина• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть » Нефтепродукты » Бензин
• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Моторное топливо » Бензин слишком дорога. Проще вывезти сырье, чем более прихотливую в
производстве продукцию. Если же сделать на Севере небольшое производство
продукции для местных нужд, то себестоимость• Экономика » Экономические показатели » Себестоимость
• Экономика » Микроэкономика » Себестоимость такой продукции по закону эффекта
масштаба• Экономика » Микроэкономика » Эффект масштаба
• Экономика » Производство » Теория производства » Эффект масштаба будет слишком велика: затраты на строительство и обслуживание
небольшого завода получаются, в пересчете на единицу продукции, столь велики,
что дешевле оказывается завезти продукцию крупного завода с Юга, чем возиться
с небольшим на Севере. И это, заметим, мы еще не брали поправок на
климатические удорожания, предотвращение пагубного влияния вечной мерзлоты• География (наука) » Криология » Геокриология » Вечная мерзлота
• Метеорология » Климатология » Вечная мерзлота и
т.д. – мы ведь договорись климат рассматривать отдельно, удаленность –
отдельно.
Фото: Дмитрий Дешевых / GeoPhoto
Отдельно же взятая удаленность представляет собой баланс негативного влияния
удаленности внешней (удаленность Арктики• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика от основной зоны расселения) и
удаленности, скажем так, «внутренней» – удаленности арктических• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика поселений друг
от друга, в результате чего возникает узость рынка сбыта. В зависимости от
того, какая «пагубность» сильнее, внешняя или внутренняя, в Арктике• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика не
развивается или развивается собственное производство.
Если затраты на завоз, допустим, продовольствия слишком велики, как это было
на рубеже XIX—XX веков, то повсеместно в Арктике• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика, пусть и ценой колоссальных
усилий, развивается местное сельхозпроизводство. В Игарке создаются
экспериментальные огороды, свои «житницы» появляются на Колыме; в Хибинах• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Мурманская область » Населенные пункты Мурманской области » Хибины (Мурманская область)
открывается целый полярно-арктический• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика ботанический сад, изучаются северные
биоценозы, почвы. Почти синхронно на Аляске• Соединённые Штаты Америки (США) » Аляска долина Матануска становится
местной «житницей», в ней Министерством сельского хозяйства США• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ми » Министерство сельского хозяйства США
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство США » Министерство сельского хозяйства США
• Соединённые Штаты Америки (США) » Государственное устройство США » Правительство США » Министерство сельского хозяйства США
• Государство » Государственное устройство США » Правительство США » Министерство сельского хозяйства США основывается
садоводческая станция, а в годы Великой депрессии• История США » Великая депрессия здесь раздают земли
фермерам• Сельское хозяйство » Фермерское хозяйство. Причины в обоих случаях очевидны: кормить-то северян нужно, а
транспортировка• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железнодорожные перевозки больших объемов продовольствия на Север слишком сложна по тем
же условиям – даже с помощью железных дорог• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги, проложенных тоже синхронно, в
первые десятилетия XX века, в Хибины• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Мурманская область » Населенные пункты Мурманской области » Хибины (Мурманская область) и в центральную Аляску• Соединённые Штаты Америки (США) » Аляска » Центральная Аляска.
Маятник негативного влияния удаленности на стороне удаленности внешней: проще
разводить огороды на Северах, чем решать проблемы с завозом. И дальше возьмем
для примера семидесятые. Современный транспорт позволяет завозить на Север
почти любые продукты• Питание » Еда и напитки » Молочные продукты » Сметана (одна транспортировка• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железнодорожные перевозки сметаны• Питание » Еда и напитки » Молочные продукты » Сметана вертолетами• Авиация » Вертолеты в СССР• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) – см.
здесь , – говорит о многом). Вслед за непродолжительным периодом зависимости
от завоза продуктов• Питание » Еда и напитки » Молочные продукты » Сметана на баржах по Оби и Агану, в нефтеносные районы Западной
Сибири• Россия » Регионы России » Сибирь » Западная Сибирь приходят железные и автодороги• Транспорт » Автомобильный транспорт » Автомобильные дороги общего пользования
• Транспорт » Дорожно-транспортная инфраструктура » Автомобильные дороги » Типы дорог » Автомобильные дороги общего пользования
• Транспорт » Дорожное движение » Автомобильные дороги общего пользования, на Аляску• Соединённые Штаты Америки (США) » Аляска автодорога• Транспорт » Автомобильный транспорт » Автомобильные дороги общего пользования
• Транспорт » Дорожно-транспортная инфраструктура » Автомобильные дороги » Типы дорог » Автомобильные дороги общего пользования
• Транспорт » Дорожное движение » Автомобильные дороги общего пользования пришла еще в годы
Второй мировой войны• Вторая мировая война – по стратегическим соображениям.
И что же? Нет, города еще не сменяются вахтой, хотя первые эксперименты с
вахтой идут и в СССР• Союз Советских Социалистических Республик (СССР), и в Канаде (где еще в 1960-е на Севере строят новые
города), и на Аляске• Соединённые Штаты Америки (США) » Аляска, где (с опорой на действующие города) вахтовым методом
строится нефтепровод на юг от месторождения Прадхо-Бей. Но они становятся
по-настоящему монопрофильными: сельскохозяйственные базы, возникающие на
первых порах, быстро сменяются завозом.
В Игарке ликвидируют огороды – а на Аляске• Соединённые Штаты Америки (США) » Аляска массово разоряются фермеры• Сельское хозяйство » Фермерское хозяйство: сейчас
продукты• Питание » Еда и напитки » Молочные продукты » Сметана дешевле привезти, чем вырастить в условиях Севера, и только
потребность в наиболее свежих, приятных на вкус продуктах• Питание » Еда и напитки » Молочные продукты » Сметана заставляет развивать
или сохранять местное производство. Сегодня даже в Норильске• Россия » Федеральные округа РФ » Сибирский федеральный округ » Красноярский край » Населенные пункты Красноярского края » Норильск местная зелень на
несколько рублей, но дороже привозной. Маятник удаленности качнулся в другую
сторону: отсутствие эффекта масштаба• Экономика » Микроэкономика » Эффект масштаба
• Экономика » Производство » Теория производства » Эффект масштаба в условиях относительно развитых
транспортных технологий• Технологии убивает местное производство. Замечу: повсеместно, вне
зависимости от идеологии, застоя и перестройки. Сегодня уже практически нигде
на Севере (ни у нас, ни «у них») нет на Северах крупных сельхозпроизводств, а
если где-то и сохраняются теплицы и прочие элементы местного сельского
хозяйства• Сельское хозяйство, то это, как правило, история про качество и специфику вкуса (или,
допустим, политику компании или губернатора, «углеродный след» или идею
продовольственной безопасности• Сельское хозяйство » Продовольственная безопасность) – но в любом случае это специфика вкуса:
вспомним прелесть «пекарни• Питание » Общественное питание » Предприятия общественного питания » Пекарня
• Питание » Кулинария » Предприятия общественного питания » Пекарня
• Торговля » Розничная торговля » Пекарня за углом».
Аналогичные изменения происходят в сфере производства стройматериалов,
ремонтных и сервисных фирм, а зачастую и образования, и научного• Технологии обслуживания
ресурсных проектов: чем дальше, тем парадоксально монопрофильнее становятся
северные города.
Фото: Владимир Филиппов / GeoPhoto
И вот здесь пора перейти к фактору времени и подумать, что это за великая сила
определяет ритмы жизни северных и арктических городов• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ всего мира?
Прежде, чем поговорить о ней, замечу, что говорю об Арктике• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика в контексте
удаленности, сообразно которому определяется территория, на которую действуют
все эти закономерности.
Здесь Арктика• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика – это именно зона удаленности, и в этом контексте, допустим,
Мурманск• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Мурманская область » Населенные пункты Мурманской области » Мурманск, вопреки официальным постановлениям, но в сравнительном ключе – «не
очень» Арктика• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика, а скорее «ворота» в нее и база освоения: не случайно именно в
Мурманске• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Мурманская область » Населенные пункты Мурманской области » Мурманск сейчас готовят оборудование по производству СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ для отправки на Ямал• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Ямало-Ненецкий АО
и Гыдан.
Примерно ту же роль в 1980-е, а отчасти и сейчас выполняет Тюмень• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Тюменская область » Населенные пункты Тюменской области » Тюмень относительно
«тюменских• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Тюменская область » Населенные пункты Тюменской области » Тюмень северов»: мало кто помнит, но оборудование для многих нефте- и
газодобывающих предприятий• Энергетика » Углеводородная энергетика » Нефтяная промышленность » Нефтедобыча » Нефтегазодобывающие компании
• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Нефть » Нефтедобыча » Нефтегазодобывающие компании
• Энергетика » Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) » Нефтегазовая промышленность » Нефтедобыча » Нефтегазодобывающие компании
• Добывающая промышленность » Нефтедобыча » Нефтегазодобывающие компании Севера производилось в Тюмени• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Тюменская область » Населенные пункты Тюменской области » Тюмень и далее буксировалось
на Север по Оби, точно так же, как ныне по Севморпути• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП) из Мурманска• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Мурманская область » Населенные пункты Мурманской области » Мурманск.
Таким образом, удаленность – и относительное, и временное понятие. Понятно,
что «идеальная удаленность» – это ситуация Норильска• Россия » Федеральные округа РФ » Сибирский федеральный округ » Красноярский край » Населенные пункты Красноярского края » Норильск и Чукотки, северной
Якутии и северного Ямала• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Ямало-Ненецкий АО, то есть полного бездорожья.
Однако, кажется, и многие города ЯНАО• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Ямало-Ненецкий АО » Населенные пункты ЯНАО вполне себе испытывают на себе гнет
удаленности, и друг от друга, и от основных экономических центров, да и в
Салехард• Россия » Реки России » Обь » Города на Оби » Салехард
• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Ямало-Ненецкий АО » Населенные пункты ЯНАО » Салехард дорога как таковая пришла совсем недавно. Поэтому точная оценка
удаленности – как экономического фактора – отдельная задача, и пока отложим ее
до лучших времен, тем более, что сами принципы удаленности меняются по эпохам
. Вот об этой смене принципов и поговорим.
Продолжение следует.
***
Надежда Замятина, специально для GoArctic