Арктические города• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ в
пространстве и времени: как
со сменой технологий• Технологии меняется
примерно все – часть четвертая
Арктические города• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ в пространстве и времени: как со сменой технологий• Технологии меняется
примерно все – часть четвертая
Удаленные технологии• Технологии и автономные системы, региональные центры, СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП) и
«Сапсан• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги » Железные дороги России » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оа » Российские железные дороги (РЖД) » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ок » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)», перспективы углеводородной специализации, «булочные за углом» и
потребность в локальном знании
Технологии• Технологии Северные города Развитие Арктики• Политика » Арктический регион
Надежда Замятина
18 января, 2025, 10:03
Фото: Кирилл Скоробогатько / GeoPhoto
Публикуем завершающая часть статьи. Первую часть читайте здесь , вторую здесь
, третью здесь .
Загадочный шестой технологический уклад: что он нам готовит?
Пресловутый шестой уклад формируется на наших глазах. Уже обозначились
основные его черты – искусственный интеллект• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Искусственный интеллект
• Информационные технологии » Искусственный интеллект
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Искусственный интеллект, безлюдные технологии• Технологии… Как это
скажется на Арктике• Физико-географические регионы » Арктика
• Политика » Арктический регион, пока еще не совсем понятно, кроме очевидного повышения
спроса на «инновационные», они же «стратегические» металлы.
Приметы нового уклада – удаленные технологии• Технологии, всякие автономные системы,
дроны. Конечно, скептики скажут, что дроны мол в Арктике• Физико-географические регионы » Арктика
• Политика » Арктический регион показали себя плохо,
и вообще «это фигня». К сожалению – тем хуже для Арктики• Физико-географические регионы » Арктика
• Политика » Арктический регион. Развитие будет идти
– как это было всегда – там, где новые технологии• Технологии. Верно и обратное: если
новые технологии• Технологии не подходят какому-то району, в этом районе не будет развития
(а не наоборот).
Новые технологии• Технологии определяются глобально, и мнение Арктики• Физико-географические регионы » Арктика
• Политика » Арктический регион, грубо говоря, при
этом не учитывается. Первые автомобили• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль тоже казались современникам игрушками
сумасшедших, но в итоге, автомобили• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль захватили мир. Сейчас мир захватывается
очередными технологиями• Технологии – видимо, вот этими самыми, «бесчеловечными».
И вот каково будет место Арктики• Физико-географические регионы » Арктика
• Политика » Арктический регион в мире искусственного интеллекта• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Искусственный интеллект
• Информационные технологии » Искусственный интеллект
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Искусственный интеллект и
автономного транспорта (или чего-то еще, что еще не совсем понятно) – большой
вопрос.
Фото: Людмила Романова / GeoPhoto
Что уже можно предвидеть уже сегодня довольно четко?
Во-первых, арктические города• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ будут меньше по численности населения• Демография » Численность населения, и
существенно.
Пожалуй, единственный раз, когда актуальные технологии• Технологии более или менее
подходили под арктические• Физико-географические регионы » Арктика
• Политика » Арктический регион условия – это третий цикл, Норильск• Россия » Федеральные округа РФ » Сибирский федеральный округ » Красноярский край » Населенные пункты Красноярского края » Норильск и Кируна. Города
во всем мире вставали у месторождений• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения – встали они и в Арктике• Физико-географические регионы » Арктика
• Политика » Арктический регион.
Сегодня периферийные города• Россия » Города России теряют население во всех развитых странах, а
Арктика• Физико-географические регионы » Арктика
• Политика » Арктический регион во многом – дважды периферия, и потеря населения ее городами• Россия » Города России в
длительной перспективе практически неизбежна.
Все эти прожекты про рост• Медицина » Физиология человека » Рост человека численности арктических городов• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ нужно отложить в
папку с историческими документами, кроме некоторых случаев, когда города• Россия » Города России
сумели стать формальными или неформальными региональными центрами.
Во всем мире идет концентрация населения в региональных, и с особой силой –
мировых центрах. Похоже, эта тенденция идет и в Арктике• Физико-географические регионы » Арктика
• Политика » Арктический регион, но только таких
центров, которые сконцентрировали бы достаточно мощный и разнообразный пул
видов деятельности, чтобы обеспечить базу будущего развития, на российский• Россия
удаленный Север – от силы штуки три-четыре. С наибольшей вероятностью это
Сургут и меньше – Новый Уренгой• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Тюменская область » Населенные пункты Тюменской области » Новый Уренгой; Норильск• Россия » Федеральные округа РФ » Сибирский федеральный округ » Красноярский край » Населенные пункты Красноярского края » Норильск, похоже, теряет ресурсы для
становления этой роли, скатываясь (хочу ошибаться!) из базы освоения всея
Таймыра к сугубо производственному центру с все более широким применением
вахтового труда.
Восточнее роль регионального центра прочно занял Якутск (в силу этнической
специфики у него тут нет конкурентов).
Фото: Александра Марчук / GeoPhoto
Мурманск• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Мурманская область » Населенные пункты Мурманской области » Мурманск – пока скорее логистический центр• Экономика » Логистика » Логистический центр, чем комплексный, поэтому судьба
его в будущем пока не ясна: логистические центры• Экономика » Логистика » Логистический центр слишком уязвимы.
Вынести однозначное суждение про Архангельск• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Архангельская область » Населенные пункты Архангельской области » Архангельск еще сложнее, хотя как раз
научно-образовательная база у него, в целом, крепкая.
Безусловный научный центр, который бы не потерять – это Апатиты• Минералогия » Минерал » Апатит (минерал) . В
совокупности с Кировском агломерация могла бы быть хорошей «всеарктической»
интеллектуальной столицей, будь она чуть больше – ее сильно «подкашивает»
нестоличное положение и конкуренция Мурманска• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Мурманская область » Населенные пункты Мурманской области » Мурманск.
Гипотетически могла бы стать небольшим региональным субцентром Воркута• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Республика Коми » Населенные пункты Коми » Воркута
• Россия » Баренц-регион » Республика Коми » Населенные пункты Коми » Воркута , но
она даже не видит себя в этой роли, слишком стереотипно будучи привязанной к
углю• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Ископаемый уголь.
Салехарду• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Ямало-Ненецкий АО » Населенные пункты ЯНАО » Салехард
• Россия » Реки России » Обь » Города на Оби » Салехард не хватает или интеллектуальной, образовательной, или «деловой»
начинки (в Новом Уренгое• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Тюменская область » Населенные пункты Тюменской области » Новый Уренгой есть хотя бы «деловая»). Безусловно, был крепок – но
слабеет – в роли межрегионального центра Магадан• Россия » Регионы России » Дальний Восток России » Магаданская область » Магадан
• Россия » Федеральные округа РФ » Дальневосточный федеральный округ (ДФО) » Магаданская область » Магадан.
Ключевой вопрос, над которым нужно думать уже сегодня – это как создать в
убывающих арктических городах• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ нормальные условия жизни, а не как обеспечить им
какой-то рост• Медицина » Физиология человека » Рост человека. Снова вспомним про узость рынка сбыта: если город• Россия » Города России маленький,
организовать в нем даже необходимый набор услуг тем сложнее, чем он меньше.
Российские• Россия арктические города• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ зачастую комфортнее зарубежных, поскольку
больше. А вот как быть малым городам• Россия » Города России?
Фото: Александра Марчук / GeoPhoto
Возможно, встанет вопрос радикального «прореживания» городской сети – однако в
Арктике• Физико-географические регионы » Арктика
• Политика » Арктический регион она и так редкая, прореживать, по сути, некуда. Скорее всего, будут
ликвидированы пригороды и удаленные районы существующих городов• Россия » Города России – особенно из
тех странных случаев, когда отдельные районы арктических городов• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ отстоят от
ядра города• Россия » Города России на сто примерно километров. Такие конструкции мало жизнеспособны.
А вот прореживать отдельные, островные города• Россия » Города России и поселки в бездорожной зоне
просто некуда, и так это единственные центры оказания, допустим, медицинской
помощи• Медицина » Медицинская помощь километров на 300 вокруг. Скорее наоборот, такой типаж города• Россия » Города России-острова• Моря, заливы, проливы » Острова
как центра оказания необходимого минимума услуг (медицина• Медицина, связь,
безопасность, государственные услуги• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Государственная услуга, логистика, топливные хранилища и т.п.)
будет расширяться. А вот как сделать его комфортным в условиях малой
численности населения• Демография » Численность населения – настоящий вызов.
Сегодня зачастую принимающие решения не хотят «возиться» с малыми городами• Россия » Города России –
так, после долгих сомнений, Игарка• Россия » Федеральные округа РФ » Сибирский федеральный округ » Красноярский край » Населенные пункты Красноярского края » Игарка потеряла статус опорного населенного
пункта. А зря: именно она должна стать модельным арктическим городом• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ. Вот
прямо так: если сегодня стараться не замечать Игарку• Россия » Федеральные округа РФ » Сибирский федеральный округ » Красноярский край » Населенные пункты Красноярского края » Игарка, завтра в ее ситуации
могут оказаться десятки других городов• Россия » Города России. И нужны – срочно нужны – решения для
городов• Россия » Города России и поселков такого типа: бездорожных, малых, теряющих населения, с
дряхлеющей инфраструктурой.
Если сегодня думать о разного рода стандартах и механизмах снабжения
арктических городов• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ, нужна модель жизнестойкости именно малого города• Россия » Города России – в
ближайшем будущем, похоже, у нее будет много потребителей.
Второе (можно рассматривать как частный случай первого) – это вопрос
независимости новых ресурсных и транспортных проектов от базовых городов• Россия » Города России и
поселков. В угольную• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Ископаемый уголь эпоху продвижение парохода (а зачастую и паровоза)
требовало постоянной догрузки углем• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Ископаемый уголь. Вспомним очень показательную легенду о
том, как был открыты хибинские апатиты• Минералогия » Минерал » Апатит (минерал): согласно ей, геолог А.Е. Ферсман• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Фе » Ферсман, Александр Евгеньевич с
группой других ученых ехали поездом на Севере по недавно построенной
мурманской• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Мурманская область » Населенные пункты Мурманской области » Мурманск железной дороге, паровоз остановился, геолог прогулялся по соседним
горам и обратил внимание на интересные минералы• Минералогия » Минерал… Так вот, паровоз остановился,
чтобы пополнить запасы дров• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Дрова
• Энергетика » Биотопливо » Дрова
• Экология » Экологическая политика » Экологические технологии » Альтернативная энергетика » Биотопливо » Дрова
• Лесная промышленность » Лесоматериалы » Дрова, на которых и ехал, иными словами, паровозы и
пароходы были еще «пуповиной» неэффективного топлива• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо связаны с трассами своего
движения. Пароходы на Севморпути• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП) – и малая дальность действия радиостанций –
породили цепочку береговых опорных пунктов. Легендарный Диксон был основан как
береговой пункт радиосвязи с экспедицией Вилькицкого, и значительную часть
своей «юности» использовался для бункеровки углем• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Ископаемый уголь проходивших мимо пароходов.
Фото: Людмила Романова / GeoPhoto
Сегодня Россия• Россия, безусловно, гордится атомным ледокольным флотом• Транспорт » Водный транспорт » Суда и корабли » Типы судов и кораблей » Типы судов и кораблей по силовой установке » Корабли с ядерной энергетической установкой » Атомные ледоколы
• Транспорт » Водный транспорт » Суда и корабли » Гражданские суда » Ледоколы » Атомные ледоколы – но в том-то
и преимущество атомных ледоколов• Транспорт » Водный транспорт » Суда и корабли » Типы судов и кораблей » Типы судов и кораблей по силовой установке » Корабли с ядерной энергетической установкой » Атомные ледоколы
• Транспорт » Водный транспорт » Суда и корабли » Гражданские суда » Ледоколы » Атомные ледоколы, что им не нужны береговые опорные пункты.
Точнее, нужны, но в минимальной степени, и то в каких-то экстренных случаях –
снять больного, например.
Но в целом, современную ситуацию на трассе Севморпути• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП) адекватно
проиллюстрировать на примере скоростных поездов• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Подвижной состав железных дорог » Скоростные поезда «Сапсан• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги » Железные дороги России » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оа » Российские железные дороги (РЖД) » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ок » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)» между Москвой• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва и
Петербургом• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Санкт-Петербург
• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Санкт-Петербург. Какое влияние оказывает «Сапсан• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги » Железные дороги России » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оа » Российские железные дороги (РЖД) » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ок » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)» на развитие, допустим, города
Бологое• Россия » Федеральные округа РФ » Центральный федеральный округ » Тверская область » Районы Тверской области » Бологовский район » Бологое
• Россия » Федеральные округа РФ » Центральный федеральный округ » Тверская область » Населенные пункты Тверской области » Бологое, как поется в песне «где-то между Ленинградом• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Санкт-Петербург
• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Санкт-Петербург и Москвой• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва». Да никакое!
Проходит мимо, шумит; разве что в чрезвычайной ситуации будет куда обратиться.
То же и на Севморпути• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП): как бы (допустим) ни вырос его грузооборот, какое это
влияние окажет на развитие Диксона и Тикси• Физико-географические регионы » Арктика » Тикси? Да почти никакое. Конечно, хорошо,
если там будут медицинские центры и центры экстренного реагирования, допустим,
МЧС, но на какой-то рост• Медицина » Физиология человека » Рост человека в духе «по всей Арктике• Физико-географические регионы » Арктика
• Политика » Арктический регион загорелись огни сталинских
городов• Россия » Города России…» совершенно нельзя рассчитывать: все эти функции не требуют много
людей. Дело не в Сталине – дело в пароходах, ушла их эпоха.
Третье – это перспективы углеводородной специализации. Сегодня Российская
Арктика• Россия » Регионы России » Арктическая зона России
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России прочно завязана на сырье для технологии• Технологии уходящей эпохи – углеводороды,
не говоря уже об угле, и это тревожная новость. Да, углеводороды пригодятся и
дальше. Но арктические• Физико-географические регионы » Арктика
• Политика » Арктический регион углеводороды – самые дорогие, и их добыча возможна
только при высоких ценах на нефть и газ, это первое. Второе – старые
месторождения• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения, разработка• Технологии которых началась в 1960-е, 70-е, 80-е и даже в
1990-е – практически все давно на стадии падающей добычи, а то и истощения.
Возникает развилка: идти на более северные крупные проекты или переходить на
так называемые трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗы) в относительно освоенных
областях Севера.
Новые проекты выгоднее крупным компаниям – но им не нужны старые города. Если
новый ресурсный проект отстоит от условного Таежного (подставим название
любого нефтегазодобывающего города• Россия » Города России) на 200 км, то Таежный является
классической базой его освоения даже и при вахтовом методе работы: в городе• Россия » Города России
базируется оперативное руководство, часть вахтовиков при короткой (2 недели на
2 недели) вахте, смежники и подрядчики – допустим, буровики, обслуживающие
несколько окрестных месторождений• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения.
Город• Россия » Города России сообщается с месторождениями• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения самым дешевым – наземным – транспортом. Но
если месторождение• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения уходит от города• Россия » Города России Таежный за 1000 километров, возникает
логичный вопрос: зачем возвращаться с месторождения• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения в Таежный – а не в Тюмень• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Тюменская область » Населенные пункты Тюменской области » Тюмень,
Петербург• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Санкт-Петербург
• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Санкт-Петербург, на Кубань? Переход с вахтовки на самолет чувствителен из-за резкого
скачка затрат, а вот проводить в самолете два с половиной или три с половиной
часа – по сути, непринципиально.
Уход крупных компаний на Север – потенциально большой удар по нефтяным и
газовым городам• Россия » Города России. А вот уход на трудноизвлекаемые запасы давал бы таким городам• Россия » Города России
некоторый шанс. Есть, правда, еще один вопрос – и уход дальше на Север, и уход
на ТРИЗы требует больших инвестиций и сложных технологий• Технологии – иных, нежели
применялись даже и в уже освоенных районах Югры или ЯНАО, а тут уже общая
ситуация в стране накладывает существенные ограничения.
Получается довольно безнадежно, но это только с одной стороны.
Фото: Илья Мордвинкин / GeoPhoto
Во-первых, мы еще не видим новые технологии• Технологии «во всей красе», и вполне
возможно, новые дроны (в том числе наземные) вполне будут справляться с самыми
сложными арктическими• Физико-географические регионы » Арктика
• Политика » Арктический регион задачами, а коль скоро дальность работы этих агрегатов
не слишком большая, гипотетически можно предположить, что потребуется не более
редкая, а более густая сеть «человеческих» населенных пунктов в качестве баз
обслуживания всех этих агрегатов. Единственное – скорее всего, эти центры
будет весьма немноголюдны, так что вопросы их обеспечения остаются.
Во-вторых, есть еще одна интересная тенденция и она-то и внушает в отношении
арктических городов• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ вполне оправданный оптимизм. Это тенденция повышения роли
локального знания. Поясню на примере углеводородов. Во второй половине
двадцатого века шло массовое освоение крупных месторождений нефти и газа• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения » Нефтегазовые месторождения, тут
были важны объемы, а не детали. Скважины, попав в любое место месторождения• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения,
фонтанировали сами. Но сегодня в отрасли мировой нефтегазодобычи, по сути,
эпоха уже поменялась: крупных неоткрытых месторождений• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения не осталось, отрасль
переходит на те самые ТРИЗы, а ТРИЗы – очень капризная штука, тут, по сути,
под каждое месторождение• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения нужно подбирать свои технологии• Технологии – что по нефти, что
по газу.
Как сказал один газовик, эпоха, когда «проткнул – шипит» (имея в виду фонтан
газа) – закончилась. Работая со сложным месторождением• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения, важно попасть в строго
определенное место, иначе добыча не будет эффективной. Возрастает ценность
знания структуры, характера конкретного месторождения• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения – а таких знаний логично
ожидать от местных специалистов, работающих с ним постоянно.
То же и в других областях. Вспомним, как выживают «булочные за углом» в эпоху
крупных хлебозаводов – за счет взыскательного местного спроса. Чтобы горячее,
душистое… Арктические города• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ (особенно те, что со времен третьего цикла
Кондратьева не растеряли научную• Технологии базу) имеют уникальные компетенции работы с
мерзлотой, с местной биотой и экосистемами, знания относительно сохранения
здоровья в Заполярье, навыки эксплуатации в Арктике• Физико-географические регионы » Арктика
• Политика » Арктический регион техники, строительных
технологий• Строительство » Строительные технологии и т.д. Такие специфические темы не интересны крупным «игрокам»,
базирующимся в мировых городах. Но вот для обеспечения деятельности, которая в
Арктике• Физико-географические регионы » Арктика
• Политика » Арктический регион пока ведется, эти знания и навыки жизненно необходимы.
Для того, чтобы не заглохла добыча (да, и в «увядающих» отраслях по добыче
угля и нефти, и в «расцветающих» – редкоземов и т.п.), чтобы не болели
коренные жители, геологи, метеорологи и военные – все те, кто останется на
Севере, скорее всего, при любом раскладе, чтобы на Севере была свежая еда –
вот за этим на Севере (а не в мировых городах) нужны какие-то центры, причем
центры интеллектуальные.
Именно это я имею в виду, говоря, что северные города – «постиндустриальные
поневоле» , это не про дань модной теме креативных индустрий и т.п., а про
существующие ниши конкурентоспособности на Севере. Этих ниш здесь немного.
Помимо добычи – всего ничего: здесь невозможна конкуренция на масштабе, но
востребована – на знании локальной специфики, специфических местных запросов.
И есть шанс, что потребность в локальном знании будет возрастать. Другой
вопрос, что крупные города• Россия » Города России этим не прокормить, это какой-то миниформат, то
есть вызовы малых масштабов – остаются.
В целом, ясно одно: нужно не бряцать старыми лозунгами, но уже сейчас
проводить большую интеллектуальную работу по подготовке к грядущим переменам.
Они неизбежны и масштабы: когда человечество пересаживается с телеги на
паровоз, и с паровоза в автомобиль• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль – меняется все. И не хотелось бы оказаться
в роли тех купцов и дельцов из многочисленных легенд конца XIX века о том, что
якобы они давали взятки, чтобы железная дорога• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги НЕ прошла через их город• Россия » Города России, дабы
не нарушать сложившийся бизнес, например, на конном извозе. Так, например,
рассказывают о Томске: почему мол процветающий город• Россия » Города России оказался в стороне от
Транссиба – и вот якобы из привязанности к стереотипам• Психология » Психические процессы » Стереотип экономического
мышления• Психология » Психические процессы » Стереотип… Естественно спросить: и где теперь их извозчичий бизнес…
Вот так не проспать и бы новый уклад в отношении Арктики• Физико-географические регионы » Арктика
• Политика » Арктический регион – привычно опираясь
то на лозунги времен первых десятилетий Севморпути• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)
• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)
• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП), то времен «освоения
нефтяных и газовых богатств Западной Сибири• Россия » Регионы России » Сибирь » Западная Сибирь». Ни у кого не получится
остановить «паровоз» зарождающегося технологического уклада. Можно лишь
огородить себе кусок «прерии» своих предрассудков. Ну или уже начинать строить
вокзал• Транспорт » Общественный транспорт » Вокзал.
С новым годом! С грядущим технологическим укладом, как бы страшен он ни
казался!
***
Надежда Замятина, специально для GoArctic