Источник GoArctic.ru, Москва
Заголовок Арктические города в пространстве и времени: как со сменой технологий меняется примерно всё – часть четвёртая
Дата 20250118

Этим цветом    обозначаются известные системе слова и выражения, принимавшие участие в анализе данного текста, а таким    - идентифицированные, то есть соотнесенные с каким-либо объектом онтологической базы

============= Обработанный текст:
Арктические города• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
в пространстве и времени: как со сменой технологий• Технологии меняется
примерно все – часть четвертая

Арктические города• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
в пространстве и времени: как со сменой технологий• Технологии меняется
примерно все – часть четвертая

Удаленные технологии• Технологии и автономные системы, региональные центры, СМП• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)

• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)

• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)

• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
и
«Сапсан• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги » Железные дороги России » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)

• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оа » Российские железные дороги (РЖД) » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)

• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ок » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)
», перспективы углеводородной специализации, «булочные за углом» и
потребность в локальном знании

Технологии• Технологии Северные города Развитие Арктики• Политика » Арктический регион

Надежда Замятина

18 января, 2025, 10:03

Фото: Кирилл Скоробогатько / GeoPhoto

Публикуем завершающая часть статьи. Первую часть читайте здесь , вторую здесь
, третью здесь .

Загадочный шестой технологический уклад: что он нам готовит?

Пресловутый шестой уклад формируется на наших глазах. Уже обозначились
основные его черты – искусственный интеллект• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Искусственный интеллект

• Информационные технологии » Искусственный интеллект

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Искусственный интеллект
, безлюдные технологии• Технологии… Как это
скажется на Арктике• Физико-географические регионы » Арктика

• Политика » Арктический регион
, пока еще не совсем понятно, кроме очевидного повышения
спроса на «инновационные», они же «стратегические» металлы.

Приметы нового уклада – удаленные технологии• Технологии, всякие автономные системы,
дроны. Конечно, скептики скажут, что дроны мол в Арктике• Физико-географические регионы » Арктика

• Политика » Арктический регион
показали себя плохо,
и вообще «это фигня». К сожалению – тем хуже для Арктики• Физико-географические регионы » Арктика

• Политика » Арктический регион
. Развитие будет идти
как это было всегда – там, где новые технологии• Технологии. Верно и обратное: если
новые технологии• Технологии не подходят какому-то району, в этом районе не будет развития
(а не наоборот).

Новые технологии• Технологии определяются глобально, и мнение Арктики• Физико-географические регионы » Арктика

• Политика » Арктический регион
, грубо говоря, при
этом не учитывается. Первые автомобили• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль тоже казались современникам игрушками
сумасшедших, но в итоге, автомобили• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль захватили мир. Сейчас мир захватывается
очередными технологиями• Технологии – видимо, вот этими самыми, «бесчеловечными».

И вот каково будет место Арктики• Физико-географические регионы » Арктика

• Политика » Арктический регион
в мире искусственного интеллекта• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Искусственный интеллект

• Информационные технологии » Искусственный интеллект

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Искусственный интеллект
и
автономного транспорта (или чего-то еще, что еще не совсем понятно) – большой
вопрос.

Фото: Людмила Романова / GeoPhoto

Что уже можно предвидеть уже сегодня довольно четко?

Во-первых, арктические города• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
будут меньше по численности населения• Демография » Численность населения, и
существенно.

Пожалуй, единственный раз, когда актуальные технологии• Технологии более или менее
подходили под арктические• Физико-географические регионы » Арктика

• Политика » Арктический регион
условия – это третий цикл, Норильск• Россия » Федеральные округа РФ » Сибирский федеральный округ » Красноярский край » Населенные пункты Красноярского края » Норильск и Кируна. Города
во
всем мире вставали у месторождений• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения – встали они и в Арктике• Физико-географические регионы » Арктика

• Политика » Арктический регион
.

Сегодня периферийные города• Россия » Города России теряют население во всех развитых странах, а
Арктика• Физико-географические регионы » Арктика

• Политика » Арктический регион
во многом – дважды периферия, и потеря населения ее городами• Россия » Города России в
длительной перспективе практически неизбежна.

Все эти прожекты про рост• Медицина » Физиология человека » Рост человека численности арктических городов• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
нужно отложить в
папку с историческими документами, кроме некоторых случаев, когда города• Россия » Города России
сумели стать формальными или неформальными региональными центрами.

Во всем мире идет концентрация населения в региональных, и с особой силой –
мировых центрах. Похоже, эта тенденция идет и в Арктике• Физико-географические регионы » Арктика

• Политика » Арктический регион
, но только таких
центров, которые сконцентрировали бы достаточно мощный и разнообразный пул
видов деятельности, чтобы обеспечить базу будущего развития, на российский• Россия
удаленный Северот силы штуки три-четыре. С наибольшей вероятностью это
Сургут и меньше – Новый Уренгой• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Тюменская область » Населенные пункты Тюменской области » Новый Уренгой; Норильск• Россия » Федеральные округа РФ » Сибирский федеральный округ » Красноярский край » Населенные пункты Красноярского края » Норильск, похоже, теряет ресурсы для
становления этой роли, скатываясь (хочу ошибаться!) из базы освоения всея
Таймыра к сугубо производственному центру с все более широким применением
вахтового труда.

Восточнее роль регионального центра прочно занял Якутсксилу этнической
специфики у него тут нет конкурентов).

Фото: Александра Марчук / GeoPhoto

Мурманск• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Мурманская область » Населенные пункты Мурманской области » Мурманск – пока скорее логистический центр• Экономика » Логистика » Логистический центр, чем комплексный, поэтому судьба
его в будущем пока не ясна: логистические центры• Экономика » Логистика » Логистический центр слишком уязвимы.

Вынести однозначное суждение про Архангельск• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Архангельская область » Населенные пункты Архангельской области » Архангельск еще сложнее, хотя как раз
научно-образовательная база у него, в целом, крепкая.

Безусловный научный центр, который бы не потерять – это Апатиты• Минералогия » Минерал » Апатит (минерал) . В
совокупности с Кировском агломерация могла бы быть хорошей «всеарктической»
интеллектуальной столицей, будь она чуть больше – ее сильно «подкашивает»
нестоличное положение и конкуренция Мурманска• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Мурманская область » Населенные пункты Мурманской области » Мурманск.

Гипотетически могла бы стать небольшим региональным субцентром Воркута• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Республика Коми » Населенные пункты Коми » Воркута

• Россия » Баренц-регион » Республика Коми » Населенные пункты Коми » Воркута
, но
она даже не видит себя в этой роли, слишком стереотипно будучи привязанной к
углю• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Ископаемый уголь.

Салехарду• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Ямало-Ненецкий АО » Населенные пункты ЯНАО » Салехард

• Россия » Реки России » Обь » Города на Оби » Салехард
не хватает или интеллектуальной, образовательной, или «деловой»
начинкиНовом Уренгое• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Тюменская область » Населенные пункты Тюменской области » Новый Уренгой есть хотя бы «деловая»). Безусловно, был крепок – но
слабеет – в роли межрегионального центра Магадан• Россия » Регионы России » Дальний Восток России » Магаданская область » Магадан

• Россия » Федеральные округа РФ » Дальневосточный федеральный округ (ДФО) » Магаданская область » Магадан
.

Ключевой вопрос, над которым нужно думать уже сегодня – это как создать в
убывающих арктических городах• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
нормальные условия жизни, а не как обеспечить им
какой-то рост• Медицина » Физиология человека » Рост человека. Снова вспомним про узость рынка сбыта: если город• Россия » Города России маленький,
организовать в нем даже необходимый набор услуг тем сложнее, чем он меньше.
Российские• Россия арктические города• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
зачастую комфортнее зарубежных, поскольку
больше. А вот как быть малым городам• Россия » Города России?

Фото: Александра Марчук / GeoPhoto

Возможно, встанет вопрос радикального «прореживания» городской сетиоднако в
Арктике• Физико-географические регионы » Арктика

• Политика » Арктический регион
она и так редкая, прореживать, по сути, некуда. Скорее всего, будут
ликвидированы пригороды и удаленные районы существующих городов• Россия » Города России – особенно из
тех странных случаев, когда отдельные районы арктических городов• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
отстоят от
ядра города• Россия » Города России на сто примерно километров. Такие конструкции мало жизнеспособны.
А вот прореживать отдельные, островные города• Россия » Города России и поселки в бездорожной зоне
просто некуда, и так это единственные центры оказания, допустим, медицинской
помощи• Медицина » Медицинская помощь
километров на 300 вокруг. Скорее наоборот, такой типаж города• Россия » Города России-острова• Моря, заливы, проливы » Острова
как центра оказания необходимого минимума услуг (медицина• Медицина, связь,
безопасность, государственные услуги• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Государственная услуга, логистика, топливные хранилища и т.п.)
будет расширяться. А вот как сделать его комфортным в условиях малой
численности населения• Демография » Численность населения – настоящий вызов.

Сегодня зачастую принимающие решения не хотят «возиться» с малыми городами• Россия » Города России
так, после долгих сомнений, Игарка• Россия » Федеральные округа РФ » Сибирский федеральный округ » Красноярский край » Населенные пункты Красноярского края » Игарка потеряла статус опорного населенного
пункта
. А зря: именно она должна стать модельным арктическим городом• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
. Вот
прямо так: если сегодня стараться не замечать Игарку• Россия » Федеральные округа РФ » Сибирский федеральный округ » Красноярский край » Населенные пункты Красноярского края » Игарка, завтра в ее ситуации
могут оказаться десятки других городов• Россия » Города России. И нужны – срочно нужны – решения для
городов• Россия » Города России и поселков такого типа: бездорожных, малых, теряющих населения, с
дряхлеющей инфраструктурой.

Если сегодня думать о разного рода стандартах и механизмах снабжения
арктических городов• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
, нужна модель жизнестойкости именно малого города• Россия » Города России – в
ближайшем будущем, похоже, у нее будет много потребителей.

Второе (можно рассматривать как частный случай первого) – это вопрос
независимости новых ресурсных и транспортных проектов от базовых городов• Россия » Города России и
поселков. В угольную• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Ископаемый уголь эпоху продвижение парохода (а зачастую и паровоза)
требовало постоянной догрузки углем• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Ископаемый уголь. Вспомним очень показательную легенду о
том, как был открыты хибинские апатиты• Минералогия » Минерал » Апатит (минерал): согласно ей, геолог А.Е. Ферсман• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Фе » Ферсман, Александр Евгеньевич с
группой других ученых ехали поездом на Севере по недавно построенной
мурманской• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Мурманская область » Населенные пункты Мурманской области » Мурманск железной дороге, паровоз остановился, геолог прогулялся по соседним
горам и обратил внимание на интересные минералы• Минералогия » Минерал… Так вот, паровоз остановился,
чтобы пополнить запасы дров• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Дрова

• Энергетика » Биотопливо » Дрова

• Экология » Экологическая политика » Экологические технологии » Альтернативная энергетика » Биотопливо » Дрова

• Лесная промышленность » Лесоматериалы » Дрова
, на которых и ехал, иными словами, паровозы и
пароходы были еще «пуповиной» неэффективного топлива• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо связаны с трассами своего
движения. Пароходы на Севморпути• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)

• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)

• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)

• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
– и малая дальность действия радиостанций
породили цепочку береговых опорных пунктов. Легендарный Диксон был основан как
береговой пункт радиосвязи с экспедицией Вилькицкого, и значительную часть
своей «юности» использовался для бункеровки углем• Энергетика » Углеводородная энергетика » Топливо » Ископаемый уголь проходивших мимо пароходов.

Фото: Людмила Романова / GeoPhoto

Сегодня Россия• Россия, безусловно, гордится атомным ледокольным флотом• Транспорт » Водный транспорт » Суда и корабли » Типы судов и кораблей » Типы судов и кораблей по силовой установке » Корабли с ядерной энергетической установкой » Атомные ледоколы

• Транспорт » Водный транспорт » Суда и корабли » Гражданские суда » Ледоколы » Атомные ледоколы
но в том-то
и преимущество атомных ледоколов• Транспорт » Водный транспорт » Суда и корабли » Типы судов и кораблей » Типы судов и кораблей по силовой установке » Корабли с ядерной энергетической установкой » Атомные ледоколы

• Транспорт » Водный транспорт » Суда и корабли » Гражданские суда » Ледоколы » Атомные ледоколы
, что им не нужны береговые опорные пункты.
Точнее, нужны, но в минимальной степени, и то в каких-то экстренных случаях –
снять больного, например.

Но в целом, современную ситуацию на трассе Севморпути• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)

• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)

• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)

• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
адекватно
проиллюстрировать на примере скоростных поездов• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Подвижной состав железных дорог » Скоростные поезда «Сапсан• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги » Железные дороги России » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)

• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оа » Российские железные дороги (РЖД) » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)

• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ок » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)
» между Москвой• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва и
Петербургом• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Санкт-Петербург

• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Санкт-Петербург
. Какое влияние оказывает «Сапсан• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги » Железные дороги России » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)

• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оа » Российские железные дороги (РЖД) » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)

• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ок » Октябрьская железная дорога » Сапсан (высокоскоростной поезд)
» на развитие, допустим, города
Бологое• Россия » Федеральные округа РФ » Центральный федеральный округ » Тверская область » Районы Тверской области » Бологовский район » Бологое

• Россия » Федеральные округа РФ » Центральный федеральный округ » Тверская область » Населенные пункты Тверской области » Бологое
, как поется в песне «где-то между Ленинградом• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Санкт-Петербург

• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Санкт-Петербург
и Москвой• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва». Да никакое!
Проходит мимо, шумит; разве что в чрезвычайной ситуации будет куда обратиться.

То же и на Севморпути• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)

• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)

• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)

• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
: как бы (допустим) ни вырос его грузооборот, какое это
влияние окажет на развитие Диксона и Тикси• Физико-географические регионы » Арктика » Тикси? Да почти никакое. Конечно, хорошо,
если там будут медицинские центры и центры экстренного реагирования, допустим,
МЧС, но на какой-то рост• Медицина » Физиология человека » Рост человека в духе «по всей Арктике• Физико-географические регионы » Арктика

• Политика » Арктический регион
загорелись огни сталинских
городов• Россия » Города России…» совершенно нельзя рассчитывать: все эти функции не требуют много
людей. Дело не в Сталинедело в пароходах, ушла их эпоха.

Третье – это перспективы углеводородной специализации. Сегодня Российская
Арктика• Россия » Регионы России » Арктическая зона России

• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России

• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России
прочно завязана на сырье для технологии• Технологии уходящей эпохиуглеводороды,
не говоря уже об угле, и это тревожная новость. Да, углеводороды пригодятся и
дальше. Но арктические• Физико-географические регионы » Арктика

• Политика » Арктический регион
углеводороды – самые дорогие, и их добыча возможна
только при высоких ценах на нефть и газ, это первое. Второе – старые
месторождения• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения, разработка• Технологии которых началась в 1960-е, 70-е, 80-е и даже в
1990-е – практически все давно на стадии падающей добычи, а то и истощения.
Возникает развилка: идти на более северные крупные проекты или переходить на
так называемые трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗы) в относительно освоенных
областях Севера.

Новые проекты выгоднее крупным компаниямно им не нужны старые города. Если
новый ресурсный проект отстоит от условного Таежного (подставим название
любого нефтегазодобывающего города• Россия » Города России) на 200 км, то Таежный является
классической базой его освоения даже и при вахтовом методе работы: в городе• Россия » Города России
базируется оперативное руководство, часть вахтовиков при короткой (2 недели на
2 недели) вахте, смежники и подрядчики – допустим, буровики, обслуживающие
несколько окрестных месторождений• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения.

Город• Россия » Города России сообщается с месторождениями• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения самым дешевым – наземным – транспортом. Но
если месторождение• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения уходит от города• Россия » Города России Таежный за 1000 километров, возникает
логичный вопрос: зачем возвращаться с месторождения• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения в Таежный – а не в Тюмень• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Тюменская область » Населенные пункты Тюменской области » Тюмень,
Петербург• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Санкт-Петербург

• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Санкт-Петербург
, на Кубань? Переход с вахтовки на самолет чувствителен из-за резкого
скачка затрат, а вот проводить в самолете два с половиной или три с половиной
часапо сути, непринципиально.

Уход крупных компаний на Север – потенциально большой удар по нефтяным и
газовым городам• Россия » Города России. А вот уход на трудноизвлекаемые запасы давал бы таким городам• Россия » Города России
некоторый шанс. Есть, правда, еще один вопрос – и уход дальше на Север, и уход
на ТРИЗы требует больших инвестиций и сложных технологий• Технологиииных, нежели
применялись даже и в уже освоенных районах Югры или ЯНАО, а тут уже общая
ситуация в стране накладывает существенные ограничения.

Получается довольно безнадежно, но это только с одной стороны.

Фото: Илья Мордвинкин / GeoPhoto

Во-первых, мы еще не видим новые технологии• Технологии «во всей красе», и вполне
возможно, новые дронытом числе наземные) вполне будут справляться с самыми
сложными арктическими• Физико-географические регионы » Арктика

• Политика » Арктический регион
задачами, а коль скоро дальность работы этих агрегатов
не слишком большая, гипотетически можно предположить, что потребуется не более
редкая, а более густая сеть «человеческих» населенных пунктов в качестве баз
обслуживания всех этих агрегатов. Единственное – скорее всего, эти центры
будет весьма немноголюдны, так что вопросы их обеспечения остаются.

Во-вторых, есть еще одна интересная тенденция и она-то и внушает в отношении
арктических городов• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
вполне оправданный оптимизм. Это тенденция повышения роли
локального знания. Поясню на примере углеводородов. Во второй половине
двадцатого века шло массовое освоение крупных месторождений нефти и газа• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения » Нефтегазовые месторождения, тут
были важны объемы, а не детали. Скважины, попав в любое место месторождения• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения,
фонтанировали сами. Но сегодня в отрасли мировой нефтегазодобычи, по сути,
эпоха уже поменялась: крупных неоткрытых месторождений• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения не осталось, отрасль
переходит на те самые ТРИЗы, а ТРИЗы – очень капризная штука, тут, по сути,
под каждое месторождение• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения нужно подбирать свои технологии• Технологии – что по нефти, что
по газу.

Как сказал один газовик, эпоха, когда «проткнул – шипит» (имея в виду фонтан
газа) – закончилась. Работая со сложным месторождением• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения, важно попасть в строго
определенное место, иначе добыча не будет эффективной. Возрастает ценность
знания структуры, характера конкретного месторождения• Геология » Природные ресурсы » Полезные ископаемые » Месторождения – а таких знаний логично
ожидать от местных специалистов, работающих с ним постоянно.

То же и в других областях. Вспомним, как выживают «булочные за углом» в эпоху
крупных хлебозаводовза счет взыскательного местного спроса. Чтобы горячее,
душистое… Арктические города• Россия » Регионы России » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Политика » Арктический регион » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ

• Физико-географические регионы » Арктика » Арктическая зона России » Населенные пункты Арктической зоны РФ
(особенно те, что со времен третьего цикла
Кондратьева
не растеряли научную• Технологии базу) имеют уникальные компетенции работы с
мерзлотой, с местной биотой и экосистемами, знания относительно сохранения
здоровья в Заполярье, навыки эксплуатации в Арктике• Физико-географические регионы » Арктика

• Политика » Арктический регион
техники, строительных
технологий• Строительство » Строительные технологии
и т.д. Такие специфические темы не интересны крупным «игрокам»,
базирующимся в мировых городах. Но вот для обеспечения деятельности, которая в
Арктике• Физико-географические регионы » Арктика

• Политика » Арктический регион
пока ведется, эти знания и навыки жизненно необходимы.

Для того, чтобы не заглохла добыча (да, и в «увядающих» отраслях по добыче
угля
и нефти, и в «расцветающих» – редкоземов и т.п.), чтобы не болели
коренные жители, геологи, метеорологи и военные – все те, кто останется на
Севере, скорее всего, при любом раскладе, чтобы на Севере была свежая еда
вот за этим на Севере (а не в мировых городах) нужны какие-то центры, причем
центры интеллектуальные.

Именно это я имею в виду, говоря, что северные города – «постиндустриальные
поневоле» , это не про дань модной теме креативных индустрий и т.п., а про
существующие ниши конкурентоспособности на Севере. Этих ниш здесь немного.
Помимо добычи – всего ничего: здесь невозможна конкуренция на масштабе, но
востребована – на знании локальной специфики, специфических местных запросов.
И есть шанс, что потребность в локальном знании будет возрастать. Другой
вопрос, что крупные города• Россия » Города России этим не прокормить, это какой-то миниформат, то
есть вызовы малых масштабов – остаются.

В целом, ясно одно: нужно не бряцать старыми лозунгами, но уже сейчас
проводить большую интеллектуальную работу по подготовке к грядущим переменам.
Они неизбежны и масштабы: когда человечество пересаживается с телеги на
паровоз, и с паровоза в автомобиль• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль – меняется все. И не хотелось бы оказаться
в роли тех купцов и дельцов из многочисленных легенд конца XIX века о том, что
якобы они давали взятки, чтобы железная дорога• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги НЕ прошла через их город• Россия » Города России, дабы
не нарушать сложившийся бизнес, например, на конном извозе. Так, например,
рассказывают о Томске: почему мол процветающий город• Россия » Города России оказался в стороне от
Транссиба – и вот якобы из привязанности к стереотипам• Психология » Психические процессы » Стереотип экономического
мышления• Психология » Психические процессы » Стереотип… Естественно спросить: и где теперь их извозчичий бизнес

Вот так не проспать и бы новый уклад в отношении Арктики• Физико-географические регионы » Арктика

• Политика » Арктический регион
– привычно опираясь
то на лозунги времен первых десятилетий Севморпути• Транспорт » Водный транспорт » Морской транспорт » Северный морской путь (СМП)

• Транспорт » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)

• Моря, заливы, проливы » Океаны » Северный Ледовитый океан » Северный морской путь (СМП)

• Экономика » Мировая экономика » Международный транспортный коридор » Северный морской путь (СМП)
, то времен «освоения
нефтяных и газовых богатств Западной Сибири• Россия » Регионы России » Сибирь » Западная Сибирь». Ни у кого не получится
остановить «паровоз» зарождающегося технологического уклада. Можно лишь
огородить себе кусок «прерии» своих предрассудков. Ну или уже начинать строить
вокзал• Транспорт » Общественный транспорт » Вокзал.

С новым годом! С грядущим технологическим укладом, как бы страшен он ни
казался!

***

Надежда Замятина, специально для GoArctic

============= Итог: 20,0625 ; Политика#Арктический регион#Россия 20,0625 ; Политика#Арктический регион#Северный морской путь (СМП) 15,8812 ; Политика#Арктический регион#Арктическая зона России#Ямало-Ненецкий АО 15,4406 ; Политика#Арктический регион#Арктическая зона России #Населенные пункты Арктической зоны РФ#Архангельск 15,4406 ; Политика#Арктический регион#Арктическая зона России #Населенные пункты Арктической зоны РФ#Мурманск 15,4406 ; Политика#Арктический регион#Арктическая зона России #Населенные пункты Арктической зоны РФ#Воркута 15,4406 ; Политика#Арктический регион#Арктическая зона России #Населенные пункты Арктической зоны РФ#Салехард 15,4406 ; Политика#Арктический регион#Арктическая зона России #Населенные пункты Арктической зоны РФ#Игарка 15,4406 ; Политика#Арктический регион#Арктическая зона России #Населенные пункты Арктической зоны РФ#Норильск 6,6031 ; Транспорт#Международный транспортный коридор#Северный морской путь (СМП) #Арктическая зона России 6,6031 ; Транспорт#Международный транспортный коридор#Северный морской путь (СМП) #Арктический регион 4,8559 ; Транспорт#Железнодорожный транспорт#Железные дороги #Железные дороги России#Октябрьская железная дорога #Сапсан (высокоскоростной поезд) 3,6031 ; Транспорт#Транспортные средства#Автомобиль 3,0340 ; Транспорт#Водный транспорт#Суда и корабли#Гражданские суда#Ледоколы #Атомные ледоколы 1,9531 ; Транспорт#Общественный транспорт#Вокзал 1,8359 ; Транспорт#Железнодорожный транспорт#Подвижной состав железных дорог #Скоростные поезда 1,6375 ; Экономика#Логистика#Логистический центр 4,3312 ; Энергетика#Углеводородная энергетика#Топливо#Ископаемый уголь 4,2313 ; Энергетика#Углеводородная энергетика#Топливо#Дрова 4,7000 ; Технологии 1,9961 ; Геология#Природные ресурсы#Полезные ископаемые#Месторождения #Нефтегазовые месторождения 3,2000 ; Медицина#Физиология человека#Рост человека 2,0000 ; Медицина#Медицинская помощь 2,8250 ; Психология#Психические процессы#Стереотип 2,5000 ; Демография#Численность населения 1,9375 ; Минералогия#Минерал#Апатит (минерал) 1,3906 ; Информационные технологии#Информационно-коммуникационные технологии #Информационные технологии и телекоммуникации#Искусственный интеллект 1,3281 ; Государство#Законы и право#Теория государства и права #Государственная услуга 1,2500 ; Строительство#Строительные технологии 67,3094 ; Россия#Арктический регион 14,9074 ; Россия#Регионы России#Арктическая зона России #Населенные пункты Арктической зоны РФ#Архангельск 14,9074 ; Россия#Регионы России#Арктическая зона России #Населенные пункты Арктической зоны РФ#Мурманск 14,9074 ; Россия#Регионы России#Арктическая зона России #Населенные пункты Арктической зоны РФ#Воркута 14,9074 ; Россия#Регионы России#Арктическая зона России #Населенные пункты Арктической зоны РФ#Салехард 14,9074 ; Россия#Регионы России#Арктическая зона России #Населенные пункты Арктической зоны РФ#Игарка 14,9074 ; Россия#Регионы России#Арктическая зона России #Населенные пункты Арктической зоны РФ#Норильск 14,8148 ; Россия#Регионы России#Арктическая зона России#Ямало-Ненецкий АО 14,8148 ; Россия#Регионы России#Арктическая зона России#Северный морской путь (СМП) 12,1547 ; Россия#Города России#Санкт-Петербург 12,1547 ; Россия#Города России#Москва 5,2188 ; Физико-географические регионы#Арктика#Тикси 1,5000 ; Моря, заливы, проливы#Острова

============= Объекты: персоналии Ферсман, Александр Евгеньевич Советский минералог, геохимик, вице-президент АН СССР, 1883-1945. порт Магадан тип_поселения Архангельск город Бологое город Воркута город Игарка город Магадан город Москва город Мурманск город Новый Уренгой город Норильск город Салехард город Санкт-Петербург город Тикси поселок Тюмень город

============= Географические объекты: 1 55.755555556,37.617500000 Россия 2 71.636666667,128.867777778 Физико-географические регионы#Арктика#Тикси 3 59.938888889,30.315555556 Россия#Федеральные округа РФ#Северо-Западный федеральный округ #Санкт-Петербург 4 59.566666667,150.800000000 Россия#Регионы России#Дальний Восток России#Магаданская область #Магадан 5 55.755555556,37.617500000 Россия#Регионы России#Субъекты Российской Федерации #Города федерального значения России#Москва 6 68.966666667,33.083333333 Россия#Федеральные округа РФ#Северо-Западный федеральный округ #Мурманская область#Населенные пункты Мурманской области #Мурманск 7 66.084722222,76.678888889 Россия#Федеральные округа РФ#Уральский федеральный округ #Тюменская область#Населенные пункты Тюменской области #Новый Уренгой 8 66.530833333,66.602222222 Россия#Федеральные округа РФ#Уральский федеральный округ #Ямало-Ненецкий АО#Населенные пункты ЯНАО#Салехард 9 67.466666667,86.566666667 Россия#Федеральные округа РФ#Сибирский федеральный округ #Красноярский край#Населенные пункты Красноярского края#Игарка 10 64.550000000,40.533333333 Россия#Федеральные округа РФ#Северо-Западный федеральный округ #Архангельская область#Населенные пункты Архангельской области #Архангельск 11 57.150000000,65.533333333 Россия#Федеральные округа РФ#Уральский федеральный округ #Тюменская область#Населенные пункты Тюменской области#Тюмень 12 67.500000000,64.033333333 Россия#Федеральные округа РФ#Северо-Западный федеральный округ #Республика Коми#Населенные пункты Коми#Воркута 13 69.333333333,88.216666667 Россия#Федеральные округа РФ#Сибирский федеральный округ #Красноярский край#Населенные пункты Красноярского края #Норильск 14 57.870833333,34.073611111 Россия#Федеральные округа РФ#Центральный федеральный округ #Тверская область#Районы Тверской области#Бологовский район #Бологое

============= Связи: Архангельск # ассоциации # Населенные пункты Арктической зоны РФ Воркута # ассоциации # Населенные пункты Арктической зоны РФ Города России # ассоциации-4 # Москва Города России # ассоциации-4 # Санкт-Петербург Города России # ассоциации-4 # Мурманск Города России # ассоциации-4 # Архангельск Города России # ассоциации-4 # Магадан Игарка # ассоциации # Населенные пункты Арктической зоны РФ Мурманск # ассоциации # Населенные пункты Арктической зоны РФ Норильск # ассоциации # Населенные пункты Арктической зоны РФ Россия # ассоциации # Арктический регион Салехард # ассоциации # Населенные пункты Арктической зоны РФ Санкт-Петербург # объект-география # Сапсан (высокоскоростной поезд) Северный морской путь (СМП) # ассоциации # Арктическая зона России Северный морской путь (СМП) # ассоциации # Арктический регион Ямало-Ненецкий АО # объект-география # Салехард Ямало-Ненецкий АО # ассоциации-4 # Арктическая зона России

экспертная система гитика, база знаний, поисковая система гитика, концептульный поиск, системы концептуального поиска, тематический категоризатор, тематическая категоризация, автоматическая категоризация, автоматическая обработка текста, автоматическое определение тематики документа, автоматическое определение тематики текста, действующая система обработки текстов на естественных языках, определение тематики текста, определение тематики документа, анализ текстов на естественном языке, идентификация людей, идентификация организаций, идентификация географических объектов, элементы искусственного интеллекта, текстовая категоризация, текстовый категоризатор, категоризация текстов, категоризатор текстов, категоризация текстовой информации, категоризация текстовых данных, категоризатор, категоризация, рейтинг упоминаний, лидеры упоминаний, монторинг упоминаний, gitika.ru, gitika, relteam.ru, relteam, гитика, релтим

Copyright © 2007-2025 ООО «RelTeam»