Наиболее вероятный базовый
сценарий развития
международной обстановки – реальная
основа будущего миропорядка и
системы международной безопасности• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная безопасность
24 января 2025
22
Наиболее вероятный базовый сценарий развития международной обстановки –
реальная основа будущего миропорядка и системы международной безопасности• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная безопасность
Будущий миропорядок в целом будет предопределяться, прежде всего, состоянием
будущей МО-ВПО, которое найдет свое конкретное выражение в развитии базового
сценария. Формирование международной системы безопасности станет продолжением
усилий по созданию нового миропорядка, которые (возможно) будут проявляться
по-разному в различных странах• Государство и регионах. В этом смысле автаркия государств• Государство и
регионов будет вести к формированию региональных и цивилизационных коалиций и
систем безопасности, которые могут играть только частную, даже локальную,
роль: реальная система безопасности может быть только международной, без
деления ее на «Атлантическую», «Евразийскую» или «Латиноамериканскую» или
какую-то еще. Это же означает, что в основе международной системы безопасности
будут находиться реальные национальные возможности и ресурсу субъектов МО-ВПО
– государств• Государство и коалиций. Причем, в отличие от «потсдамского периода», когда
международное право• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право играло важную роль, в формировании нового миропорядка
право будет просто следовать за политическими реалиями силовой политики• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России,
прежде всего, наличием ресурсов субъектов МО-ВПО.
Таким образом, при анализе развития МО-ВПО, будущего миропорядка и системы
безопасности, а также стратегий государств исключительно важное значение
имеет, как уже говорилось выше, общее направление развития международной
обстановки (МО), ее наиболее вероятный (из множества возможных) базовый
сценарий развития и его возможные конкретные варианты. Именно они являются
своего рода «основными параметрами» и границами в развитии будущего
миропорядка и системы безопасности в мире. Этот базовый сценарий может быть
изначально представлен в качестве некой модели будущего развития МО, которая
является базовой для того или иного конкретного варианта развития ВПО в мире
и, только затем, уже в конкретном регионе. В нашем случае – на Украине• Украина[1].
Система безопасности - региональная и мировая – производная от этого
конкретного варианта развития базового сценария.
В этом смысле мы должны понимать, что создание международной системы
безопасности, как первая часть будущего миропорядка, становится результатом
развития конкретного варианта базового сценария МО-ВПО. В качестве примере
можно привести аналогию с послевоенным мироустройством в мире и в Европе• Физико-географические регионы » Европа,
которое сформировалось по итогам развития конкретного варианта базового
сценария ВПО в 1945 году, а именно – разгрома гитлеровской коалиции• История Германии » Третий рейх » Внешняя политика Третьего рейха » Страны нацистского блока
• Вторая мировая война » Страны нацистского блока в Европе• Физико-географические регионы » Европа
союзниками (при решающей – на 75% - роли ВС СССР) и Японии - в Азии (при
решающей роли США• Соединённые Штаты Америки (США)).
Система международной безопасности• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная безопасность, сложившаяся после конференции в Потсдаме,
когда стороны подвели итоги состояния МО и ВПО на август-сентябрь 1945 года,
роль основных государств• Государство и вину проигравших субъектов. Эта система не только
отражала именно эти военно-политические реалии, но и зафиксировала их в
договоренностях и механизмах послевоенного урегулирования, включая создание
ООН. Таким образом, собственно миропорядок стал только формироваться позже,
исходя из политических, экономических, финансовых и военных реалий 1945-1949
годов.
Эту последовательность важно иметь в виду: будущие военно-политические реалии
развития ВПО будут лежать в основе будущей системы международной безопасности• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная безопасность
(впоследствии), а не наоборот. Сегодня ставить «телегу впереди лошади», т.е.
заниматься созданием миропорядка и системы международной безопасности• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная безопасность без
признания большинством субъектов военно-политических мировых реалий (чего нет
и в помине) – бессмысленно. Это будет пустая и бессодержательная
псевдополитическая болтовня, не имеющая отношения к реальной политике[2].
Примерно тот же подход относится и к СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО), и к попыткам договориться о
миропорядке и системе безопасности будущего. Наши представления радикально
отличаются от США• Соединённые Штаты Америки (США) и их союзников, что хорошо видно на примере «стартовых»
условий переговоров по Украине• Украина. Их результативность будет прямо зависеть от
того, какой базовый сценарий развития ВПО в мире существует, а еще конкретнее
– в каком из своих современных вариантов этого сценария. Некоторые варианты
могут существенно отличаться друг от друга даже в рамках одного сценария. Но,
тем не менее, важен собственно базовый сценарий развития ВПО, который со
второго десятилетия нынешнего века был не раз описан в работах ЦВПИ как
«Эскалация политики• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России военно-силового принуждения России• Россия». Развитие базового
сценария МО-ВПО в 2010-2022 годы показали наглядно, что результат этой
эскалации – переход от варианта силового к военному варианту в 2022 году, -
который прогнозировался нами еще в 2014 году (в период 2022-2023 гг.), -
полностью подтвердился.
Новый вариант базового сценария «Эскалации политики• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России военно-силового
принуждения», который стал реализовываться с 2024 года, предполагал[3]:
1. Усиление экономического, финансового и любого силового давления на Россию• Россия,
прежде всего, акцентируя внимание такого давления на союзников и партнеров
России• Россия. Активизация разных силовых акций против потенциальных союзников и
партнеров России• Россия, прежде всего, на постсоветском пространстве• Физико-географические регионы » Постсоветское пространство[4].
2. Начало и эскалация применения ВТО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Вс » Всемирная торговая организация (ВТО) большой дальности, прежде всего, в
террористических• Террор целях, а также прямые террористические акты• Террор » Террористический акт на территории
нашей страны• Государство.
3. Перевод военного противоборства в «максимально оптимальный» режим, которые
может быть обеспечен существующими ресурсами ВВСТ США• Соединённые Штаты Америки (США) и НАТО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО
• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО.
Развитие этого базового сценария ВПО до начала 2025 года продолжалось
последовательно и строго. Его никто не отменял и при смене президента США• Политика » Политика США » Политики США » Президент США
• Соединённые Штаты Америки (США) » Политика США » Политики США » Президент США
• Соединённые Штаты Америки (США) » Государственное устройство США » Президент США
• Государство » Государственное устройство США » Президент США в
Белом доме• Политика » Политика США » Политики США » Президент США » Белый дом (США)
• Соединённые Штаты Америки (США) » Государственное устройство США » Президент США » Белый дом (США)
• Соединённые Штаты Америки (США) » Населенные пункты США » Города США » Вашингтон » Белый дом (США)
• Соединённые Штаты Америки (США) » Политика США » Политики США » Президент США » Белый дом (США)
• Государство » Государственное устройство США » Президент США » Белый дом (США).
Естественно, что такой вариант сценария зависит от самых разных стратегий,
включая стратегию России• Россия. Но именно в таком порядке – развитие конкретного
варианта базового сценария ВПО (итоги такого развития), сформированная в
результате такого развития система безопасности и, наконец, оформленный, в том
числе и с помощью инструментов международного права• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право, - миропорядок.
Пытаться «создать (путем переговоров) систему европейской, а, тем более,
международной безопасности• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная безопасность, основываясь на представлениях и публичных
заявлениях (нередко безответственных) Д. Трампа• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Тр » Трамп, Дональд и других западных коллег, -
задача абсолютно бесперспективная.
Иными словами, силовое протимвоборство в итоге решит проблему будущего
мироустройства и создание системы международной безопасности• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная безопасность. Как, впрочем,
всегда было в истории.
Невозможно «договориться» о создании системы международной безопасности• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная безопасность в
принципе, а призывы к этому – наивны. Это нельзя сделать и опираясь даже на
вполне обоснованные аргументы российской• Россия и других сторон, «мнение мировой
общественности», стремящихся к изменению остроты развития ВПО. Или авторитету
других стран• Государство. Ни Китай• Китайская Народная Республика (КНР), ни Индия• Индия, ни другие страны• Государство не повлияли до настоящего
времени на планы США• Соединённые Штаты Америки (США) и членов их коалиции.
В самом общем, абстрактном, и заведомо упрощенном виде, такая авторская модель
формирования системы взаимодействия большого количества факторов и тенденций
МО, а также производных состояний развития сценариев и их вариантов ВПО и
далее – стратегической обстановки (СО) по конкретным сценариям и их наиболее
вероятным вариантам, как уже говорилось, выглядит в качестве упрощенной
модели, как это было показано выше.
При этом, принципиально важно понимать и осознавать суть современного
состояния МО-ВПО, которая является следствием фундаментальных изменений в
экономике, технологиях и политических системах• Политика » Политические системы, своего рода «переходном
периоде», исторически во многом аналогичном такому же периоду начала ХХ века,
когда промышленное производство, развал империй и прежних нравственных и
правовых норм привело к принципиально новому этапу в развитии человеческой
цивилизации, просуществовавшему до начала XXI века. Из этих особенностей
развития МО вытекают принципиальные особенности развития современной ВПО и,
соответственно, военной политики и стратегий государств.
С точки зрения России• Россия это означает смыкание двух процессов, глобальных, по
свое сути, тенденций – доминирования правящей элиты США• Соединённые Штаты Америки (США) в глобальном мире, с
одной стороны, и параллельного• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная торговля » Импорт » Параллельный импорт
• Экономика » Мировая экономика » Международная торговля » Импорт » Параллельный импорт
• Экономика » Международная торговля » Импорт » Параллельный импорт
• Торговля » Международная торговля » Импорт » Параллельный импорт выхода России• Россия из полуколониальной
зависимости[5] от глобального Запада, – с другой.
Суть СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО), поэтому, не столько в собственно военной операции• Военные конфликты и военных
действиях• Военные конфликты » Война
• Военные конфликты, сколько в сочетании целого ряда мер в области политики• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России, экономики,
финансов, науки• Деятельность профессиональная, научная и техническая » Научные исследования и разработки, образовании и пр. по преодолению зависимости от Запада во
всех областях, возвращению суверенитета• Государство » Законы и право » Конституционное право » Суверенитет
• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Конституционное право » Суверенитет и национальных приоритетов
опережающего развития.
Так, одной из тенденций в мировой политике• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России является преодоление правящими
элитами западной военно-политической коалиции (прежде всего, странами ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз » Члены Евросоюза, где
США• Соединённые Штаты Америки (США) удалось создать проамериканский политический корпус) полной зависимости от
США• Соединённые Штаты Америки (США), возвращение суверенитета• Государство » Законы и право » Конституционное право » Суверенитет
• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Конституционное право » Суверенитет и национальной идентичности. Выступление Д.
Трампа• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Тр » Трамп, Дональд в Давосе• Швейцария » Кантоны Швейцарии » Граубюнден » Города Граубюндена » Давос 23 января 2025 года этот наглядно продемонстрировало.
Но уже есть признаки того, что некоторые субъекты проявляют признаки
независимости• Государство » Независимость. Пока что, эта тенденция еще только обозначается на фоне
абсолютной зависимости правящих элит стран ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз » Члены Евросоюза от США• Соединённые Штаты Америки (США), но уже не случайно, что
в Словакии• Словакия на парламентских выборах и президентских выборах• Политика » Политика Венгрии » Выборы в Венгрии
• Государство » Выборы » Выборы в Венгрии
• Венгрия » Политика Венгрии » Выборы в Венгрии
• Политика » Политика Словакии » Выборы в Словакии
• Государство » Выборы » Выборы в Словакии
• Словакия » Политика Словакии » Выборы в Словакии 6 апреля 2024 года
победили представители относительно независимого политического курса, как до
этого в Венгрии• Венгрия и в некоторых других странах• Государство и регионах. В Молдавии• Молдавия, например,
весной 2024 года оппозиция прямо заявляла, что выбор будет сделан не в пользу
США• Соединённые Штаты Америки (США) и ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз, а в пользу России• Россия[6]. Западу пришлось откровенно фальсифицировать
результаты выборов• Государство » Выборы » Результаты выборов, а затем организовать блокаду Приднестровья• Молдавия » Приднестровье, где проживают
более 220 тысяч русских• Россия.
Это только самые первые признаки того кризиса, который неизбежно охватит
правящие элиты западной коалиции после провала проамериканского курса
глобализации, предполагающего отказ от национальных интересов• Государство » Национальные интересы, в условиях
«переходного периода».
Тем важнее сегодня попытка конкретизации развития базового сценария МО-ВПО в
конкретные варианты. На принципиальной схеме развития всех сценариев МО-ВПО-СО
и их вариантов эта логика выглядит следующим образом:
На предлагаемом выше рисунке, представлена именно абстрактная модель развития
только одного из сценариев МО-ВПО, - базового, которая не раз использовалась
при подготовке системы исходных данных (СИД) для анализа политики• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России государств• Государство.
В нынешней работе сохранится подобная логика – изначально будет вычленен
наиболее вероятный базовый сценарий развития МО из целого ряда возможных
сценариев и вариантов[7]. Здесь можно лишь назвать некоторые возможные базовые
сценарии развития МО, которые так и не стали наиболее вероятными в 2000-2014
годы, оформившись к 2024 году, но считались в некоторых исследованиях
таковыми:
– Базовый сценарий развития МО «Сотрудничество и «общечеловеческие ценности• Философия » Разделы философии » Этика » Общечеловеческие ценности»;
– Базовый сценарий развития МО «Холодная война 2.0»[8];
– Базовый сценарий развития МО «Противостояние цивилизаций• Китайская Народная Республика (КНР)»;
– Базовый сценарий развития МО «Гегемония двух сверхдержав» и т.д.
В стратегическом прогнозе принципиально важно из всего возможных множества
сценариев вычленить наиболее вероятные (либо даже неизбежные) базовые сценарии
и их варианты развития миропорядка и МО. В современный период 2024–2025 годов
(возможно, даже вероятно, еще 10–15 лет), с точки зрения нашего подхода этот
базовый сценарий развития МО оставляет место только прежнему единственному
сценарию развития военно-политической обстановки (ВПО), существовавшему в
2010-2025 годы – «Усилению военно-силового противоборства», который может
реализоваться в одном из трех своих наиболее вероятных вариантов, либо их
сочетании.
Следует оговориться, что этот наиболее вероятный и существующий в настоящее
время вариант развития ВПО, в свою очередь, конкретизируется и корректируется
в нескольких вероятных вариантах развития стратегической обстановки (СО).
Например, на Украине• Украина очень многое в 2025 году будет зависеть от того, как
будет развиваться СО на севере ЛБС (в Харьковской области• Украина » Регионы Украины » Восточные и южные регионы Украины » Харьковская область
• Украина » Административное деление Украины » Области Украины » Харьковская область) и на территоорииях
регионов России• Россия » Регионы России, в центре (на Донбассе• Физико-географические регионы » Донбасс), и в направлении Одесса• Украина » Города Украины » Одесса
• Украина » Административное деление Украины » Области Украины » Одесская область » Населенные пункты Одесской области » Одесса
• Украина » Регионы Украины » Восточные и южные регионы Украины » Одесская область » Населенные пункты Одесской области » Одесса – Николаев –
Приднестровье• Молдавия » Приднестровье. Естественно, что не только ВПО, но и МО будет зависеть во
многом от результатов такого развития СО.
Как видно из рисунка, в его центре находится прямоугольник, обозначающий
базовый сценарий развития ВПО и современной стратегии США• Соединённые Штаты Америки (США) и их союзников
«Эскалация военно-силового противоборства», вытекающий из единственного
реально развивающегося сценария развития МО («Сценария № 2») «Военно-силового
противоборства», который стал доминирующим с начала нового века. Это означает,
что приход Д. Трампа• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Тр » Трамп, Дональд или других политиков мало на что повлияет в американской
стратегии и стратегии ведущих стран НАТО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО » Страны члены НАТО
• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО » Страны члены НАТО (скорее всего, потребует от них
большей вовлеченности в противоборство).
В 2024 году этот базовый сценарий развития ВПО был реализован (как и
прогнозировалось) в одном-двух (из 3-х) своих вариантов. Наиболее вероятном –
«Варианте № 2», который, в свою очередь предполагал свою конкретизацию в
нескольких СО в мире (подтвердилось в Сирии• Сирийская Арабская Республика, на Ближнем Востоке• Физико-географические регионы » Ближний Восток и на Южном
Кавказе) и на украинском• Украина ТВД[9]. Например, на севере, вокруг Харькова• Украина » Административное деление Украины » Области Украины » Харьковская область » Населенные пункты Харьковской области » Харьков
• Украина » Регионы Украины » Восточные и южные регионы Украины » Харьковская область » Населенные пункты Харьковской области » Харьков
• Украина » Города Украины » Харьков, в
центре – Донбасский район, в Запорожье• Украина » Реки Украины » Днепр » Города на Днепре » Запорожье
• Украина » Города Украины » Областные центры Украины » Запорожье и в районе Херсона, и Николаева[10].
Важно было сделать изначально несколько существенных принципиальных оговорок,
которые не только вообще характерны для анализа и прогноза развития ВПО, но и
стали фактом уже в начале 2024 года, которые оказали существенное влияние
позже:
1. Из предложенной модели, в частности, видно, что базовый сценарий развития
международной обстановки представляет собой совокупность взаимодействия
множества факторов и тенденций, объединенных в 4 основные группы. На рисунке
выше был показан один из возможных (абстрактных) базовых сценариев, которых
может быть множество, но из которых необходимо выделить и проанализировать 2–4
наиболее вероятных сценария развития МО.
Эта оговорка вполне оправдалась. Более того, группа факторов «глобальные»
тенденции и их противоборство усилила свое влияние.
2. Из такого наиболее вероятного базового сценария МО вытекает наиболее
вероятный базовый сценарий развития ВПО, который конкретизируется в разных
вариантах сценариях развития ВПО, а те, в свою очередь, – в наиболее вероятных
сценариях и вариантах развития стратегической обстановки (СО). Эта логика
также в целом подтвердилась. Более того, частные изменения в СО только ярче
высвечивали закономерности развития базового сценария МО и ВПО.
3. Базовый сценарий развития ВПО, как часть МО, является производной от
состояния МО[11]. В этом смысле сценарий развития ВПО является частью сценария
развития МО, а не самостоятельным явлением и процессом. Другими словами, как
минимум, сценарий развития ВПО ни в одном из своих вариантов не может
противоречить доминирующему сценарию развития МО.
Наконец, сценарии развития глобальной и региональной СО, ситуаций на ТВД и в
отдельных регионах, а также в основном войн• Военные конфликты » Война и конфликтов, не могут
противоречить в целом вышестоящим сценариям развития ВПО и МО. Разве что в
самых мелких деталях военно-технического• Политика » Геополитика » Международные отношения » Дипломатия » Международное сотрудничество » Военно-техническое сотрудничество
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное сотрудничество » Военно-техническое сотрудничество
• Экономика » Военная экономика » Военно-техническое сотрудничество характера. Это условие анализа
необходимо было повторить, но сам по себе предмет исследования – состояние ВПО
и СО – является отдельной темой[12].
Поэтому, прежде всего, базовые основы развития того или иного сценария ВПО и
военных стратегий, и даже его конкретного варианта следует искать в развитии
общих сценариев МО и отношений между главными субъектами и акторами, а также
влиянием наиболее сильных отдельных тенденций, в частности, развитии автаркии
в политике• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России отдельных субъектов МО.
Другая тенденция применительно к развитию ВПО в России• Россия, политика США• Политика » Политика США
• Соединённые Штаты Америки (США) » Политика США –
стремление лишить нашу страну• Государство суверенитета• Государство » Законы и право » Конституционное право » Суверенитет
• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Конституционное право » Суверенитет и национальной идентичности,
максимально ослабить (для начала) ее позиции в мире. Так, например, активность
России• Россия в Африке• Физико-географические регионы » Африка и Сирии• Сирийская Арабская Республика стала одним из стимулов для усиления антироссийской• Медицина » Заболевания » Психические расстройства » Фобия » Ксенофобия » Русофобия
политики• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России не только США• Соединённые Штаты Америки (США), но и стран ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз » Члены Евросоюза. Другая тенденция – эпидемия русофобии• Медицина » Заболевания » Психические расстройства » Фобия » Ксенофобия » Русофобия
на Западе в 2022–2023 годах, которая к началу 2024 года неожиданно для многих
стала спадать[13].
Важно признать, что усиление военных факторов в силовой политике• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России Запада в
2022-2025 годы не означает отказа от силового не военного противодействия
российской политике• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России
• Политика » Политика России
• Россия » Политика России, которое может быть сформулировано по-разному – как
военное, так и политико-дипломатическое. Д. Трамп• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Тр » Трамп, Дональд поспешил подтвердить это
признанием в январе 2025 года о тарифах против России• Россия.
Это применение не военной силовой политики• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России в отношении России• Россия имеет глобальный
характер. Вот как, например, это видит один из бывших послов ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз в Африке• Физико-географические регионы » Африка: «У
России• Россия есть и другие планы. Оно хочет построить военную базу на суданском• Судан
побережье Красного моря• Моря, заливы, проливы » Моря » Красное море. Учитывая, что поддерживаемая Россией• Россия RSF находится на
стороне победителей, эти планы, похоже, становятся все более конкретными.
Другими словами, мы движемся к сценарию, при котором Россия• Россия, Иран и Китай• Китайская Народная Республика (КНР) (не
совсем лучшие друзья Запада) могут перерезать одну из коронарных артерий
мировой экономики• Экономика » Мировая экономика или, по крайней мере, серьезно подорвать ее, со всеми
вытекающими экономическими и политическими последствиями. это повлечет за
собой. Это, мягко говоря, неприятная перспектива. Понятно, что каждый конфликт
влечет за собой новый конфликт. Поэтому прекращение войн• Военные конфликты » Война является единственным
выходом. Война• Военные конфликты » Война в секторе Газа должна быть срочно прекращена. Война• Военные конфликты » Война в Судане• Судан
должна быть срочно прекращена. Если Европа• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз
• Физико-географические регионы » Европа и США• Соединённые Штаты Америки (США) захотят, они смогут оказать
достаточное давление на все воюющие• Военные конфликты лагеря, чтобы они хотя бы объявили о
прекращении огня• Политика » Геополитика » Международные отношения » Миротворчество » Мирное урегулирование » Прекращение огня
• Военные конфликты » Война » Прекращение огня
• Военные конфликты » Война » Перемирие и сели за стол переговоров»[14].
Выбор средств и способов силового – военного и не военного - применения силы
будет во многом предопределяться тем конкретным вариантом базового сценария
ВПО, который будет развиваться в конкретный период. Так, например, если
процесс «расширения» силовой эскалации пойдет быстрее в 2025 году, то можно
ожидать (вполне вероятно) размещения военных контингентов США• Соединённые Штаты Америки (США) и НАТО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО
• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО «по
периметру» России• Россия – от Балтики до Средней Азии• Физико-географические регионы » Средняя Азия и Закавказья. Более того, под
флагом «миротворцев» их можно ожидать на Украине• Украина, в Молдавии• Молдавия и на Кавказе• Россия » Регионы России » Кавказ.
При этом самые разные субъекты, факторы и тенденции в развитии конкретного
варианта ВПО (например, новые виды ВВСТ) играют разное значение, которое
меняется в зависимости от субъективных моментов в истории. Так, новая роль
БПЛА• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), которые превратились в самостоятельный род ВС, безусловно влияет не
только на стратегии и ВПО, но и МО, например, когда хуситы нападают на мощную
коалицию ВМС развитых стран.
Это означает, что анализ и прогноз развития базового сценария МО и ВПО зависит
в том числе и от того какое конкретное значение имеют в данное время те или
иные субъекты, факторы или тенденции. Это значение может стремительно меняться
как в сторону усиления, так и ослабления. Иначе говоря, даже отдельные факторы
могут влиять на развитие того или иного варианта базового сценария. Это имеет
огромное значение, например, в случае неожиданного и эффективного
использования отдельных видов и систем («Орешника», например), или проявления
инициативы со стороны России• Россия в области повышения уровня эскалации. На мой
взгляд, неожиданное применение Россией• Россия эффективных вооружений (например,
эффективный удар по собственно ВС НАТО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО
• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО) может сильно повлиять на планы США• Соединённые Штаты Америки (США) и
Запада.
Применительно к развитию ВПО на Украине• Украина эти принципиальные замечания имеют
прямое значение. Как показал опыт СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО), иногда внешне незначительные факторы
формирования ВПО могут сыграть решающее значение. Например, для ВС РФ –
слабость космической группировки и систем связи на ТВД.
Вместе с тем, следует учитывать и обратное влияние – развитие сценариев СО и
ВПО и усиление их влияния на международную обстановку и в целом на мировой
порядок. Как это бывало нередко в истории, военные результаты влияли на
политические тенденции. Особенно это важно для современного периода, когда
развитие военных технологий• Высокие технологии » Оборонные технологии и технологии двойного назначения, ВВСТ и военного искусства (и, как не сразу стало
очевидным) военной промышленности• Экономика » Военная экономика » Оборонно-промышленный комплекс становится фактором, объективно сильно
влияющим не только на формирование ВПО, но и МО. Таким образом, структура,
сценарии развития и их варианты МО и миропорядка будет качественно, радикально
меняться в «переходный период» до 2025 года под сильнейшим влиянием отдельных,
в частности, военно-технических• Политика » Геополитика » Международные отношения » Дипломатия » Международное сотрудничество » Военно-техническое сотрудничество
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное сотрудничество » Военно-техническое сотрудничество
• Экономика » Военная экономика » Военно-техническое сотрудничество факторов – ВВСТ и ВС, – их способности влияния
на процессы изменения миропорядка.
«Возвращение» фактора военной силы, который, на самом деле, «уходил» только в
фантазиях некоторых советских и российских• Россия политиков и ученых• Объект человек » Люди по роду занятий » Ученые с конца 70-х
годов ХХ века, приобретает отчетливо доминирующий характер на развитие МО[15].
Перспективы развития МО ограничены только военно-силовым сценарием развития,
который будет реализовываться в разных вариантах – от политико-силового, где
военная сила используется в политико-психологической форме, до
военно-силового, когда военная сила применяется системно, как правило,
одновременно во всех формах. Это означает, как минимум, переоценку значения
силовых – военных и не военных – факторов в мировой политике• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России, ее растущую
зависимость от военной политики, снижение роли политико-дипломатических
инструментов, в частности, переговоров и сокращения вооружений и военной
деятельности, которые отчетливо превращаются в дополнительный
информационно-пропагандистский инструмент внешней политики• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика
• Темы документов (документы) » Внешняя политика государств• Государство.
Такая общая закономерность в развитии МО распространяется, вероятно, не только
на ближнесрочную перспективу 2025–2027 годов, но и на долгосрочную перспективу
развития МО в мире и, естественно, на украинском• Украина ТВД. Поэтому стратегическое
планирование должно исходить из того, что военное противоборство в ближайшие
10 лет неизбежно и может происходить с разной степенью интенсивности и в
разных формах, но оно неизбежно. На украинском• Украина ТВД оно может превратиться в
постоянно действующий фактор влияния на состояние МО в мире и в Европе• Физико-географические регионы » Европа.
________________________________________
[1] Подберезкин А.И., Тупик Г.В. Современные средства и меры военной политики
и их влияние на развитие государственной и военной стратегии / Развитие теории
и практики военной стратегии: Сборник материалов военно-научной школы. – М.:
ВАГШ ВС РФ, 2024. – 228 с.
[2] Подберезкин А.И. Оценка и прогноз военно-политической обстановки. – М.:
Юстицинформ, 2021. – 1080.
[3] Подберезкин А.И., Тупик Г.В. Изменения в международной и
военно-политической обстановке в мире после начала специальной военной
операции на Украине• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО): монография. – М.: МГИМО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Мг » МГИМО МИД России-Университет, 2024. – 603 с.
[4] Примеры с Молдавией• Молдавия, Грузией, Арменией• Армения и другими странами• Государство отчетливо
демонстрируют реальность эволюции одного варианта в направлении другого,
«расширенного» варианта силового противоборства.
[5] Это понятие очень точно использовал в ряде своих выступлений профессор
МГИМО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Мг » МГИМО МИД России и бывший разведчик-нелегал А. Безруков.
[6] Будущее Молдавии• Молдавия – партнерство с Россией• Россия, и это понимают все молдаване. Об
этом 7 апреля заявил молдавский оппозиционный политик Илан Шор: «Наше будущее
не в ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз и НАТО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО
• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО. Наше будущее – это продуктивное взаимодействие с Россией• Россия, СНГ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Со » Содружество Независимых Государств (СНГ)
и ЕАЭС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Это понимает и признает каждый адекватный человек в нашей стране• Государство».
[7] Их анализ будет опущен в целях экономии места и времени потому, что в
начале 2024 года для авторов подтвердился прогноз о единственном базовом
сценарии развитии МО – «Эскалации военно-силового противоборства западной
военно-политической коалиции с другими центрами силы и государствами• Государство».
[8] Этот базовый сценарий развития МО, однако, может стать вероятным после
неизбежного восстановления минимума отношений США• Соединённые Штаты Америки (США) и стран ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз » Члены Евросоюза с Россией• Россия через
несколько лет после достижения перемирия• Военные конфликты » Война » Перемирие или мира в Европе• Физико-географические регионы » Европа.
[9] В данной работе стратегическая обстановка (СО) рассматривается как
конкретный вид военно-политической обстановки в определенный (конкретной)
период времени в ходе конкретного конфликта или войны• Военные конфликты » Война с участием конкретных
субъектов ВПО.
[10] Стратегическая обстановка характеризуется конкретными особенностями,
масштабами и ходом военных действий• Военные конфликты » Война, возможностями и условиями их прекращения
или расширения, факторами, влияющими на их ход и результаты. СО также
характеризуется совокупностью факторов и условий, в которых осуществляется
подготовка и ведение военных действий• Военные конфликты » Война
• Военные конфликты. СО в основном определяется ВПО и
характером военно-силового противостояния. Но важно помнить, что ВПО, в свою
очередь, предопределяется состоянием МО. СО характеризуется также применяемыми
военно-силовыми средствами, ВВСТ, группировками и характером противоборства,
решаемыми задачами и условиями ТВД.
[11] Именно поэтому невоенные силовые, прежде всего, информационно-когнитивные
факторы стали играть ведущую роль. См.: Ильницкий А.М. Ментальная война России• История России » Военная история России » Войны России
// Военная мысль, 2021, № 8, – сс. 29–33.
[12] К сожалению, ведущие политологи, как правило, не проводят границ между
МО–ВПО–СО. См., в частности, Тренин Дм. Новый баланс сил: Россия• Россия в поисках
внешнеполитического• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика
• Темы документов (документы) » Внешняя политика равновесия. – М.: Альпина Паблишер, 2021. – 471 с.
[13] Угроза России• Россия на Западе в феврале 2024 года отошла в опросах с первого на
4-7 место, по оценке Мюнхенского института.
[14] Демеф К. Сможет ли Россия• Россия вскоре контролировать Красное море• Моря, заливы, проливы » Моря » Красное море? EUobserver,
8 Feb. / https://euobserver.com/opinion/158053
[15] К сожалению, в советской и российской политике• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России
• Политика » Политика России
• Россия » Политика России и науке• Деятельность профессиональная, научная и техническая » Научные исследования и разработки остается
тенденция, сложившаяся во времена М.С. Горбачева• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Го » Горбачев, Михаил Сергеевич и Б.Н. Ельцина переоценивать
«политическое» значение аспектов безопасности, которая отчасти стала традицией
поколений дипломатов, части военных и особенно ученых• Объект человек » Люди по роду занятий » Ученые РАН, сделавших на ней
свою карьеру. Эта тенденция отчетливо проявляется не только в поведении
некоторых политиков и ученых• Объект человек » Люди по роду занятий » Ученые, но и в подготовки и расстановки кадров, решению
в конечном счете важнейших вопросов безопасности. Ее инерция серьезно вредит
адекватной оценке МО-ВПО и национальной стратегии.
Вход
Автор
Подберезкин Алексей Иванович