Источник Комсомольская правда, Москва
Заголовок Как покорялась «Азовсталь»: Военкор «КП» Дмитрий Стешин оценил первый документальный фильм про освобождение Мариуполя
Дата 20250128

Этим цветом    обозначаются известные системе слова и выражения, принимавшие участие в анализе данного текста, а таким    - идентифицированные, то есть соотнесенные с каким-либо объектом онтологической базы

============= Обработанный текст:
Как покорялась «Азовсталь• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ме » Азовсталь»: Военкор• Средства массовой информации » Журналистика » Военная журналистика » Военный корреспондент «КП» Дмитрий Стешин• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ст » Стешин, Дмитрий Анатольевич оценил первый
документальный фильм• Кинематограф » Документальное кино про освобождение Мариуполя• Украина » Административное деление Украины » Области Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь

• Украина » Регионы Украины » Восточные и южные регионы Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь

• Физико-географические регионы » Донбасс » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь

Как покорялась «Азовсталь• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ме » Азовсталь»: Военкор• Средства массовой информации » Журналистика » Военная журналистика » Военный корреспондент «КП» Дмитрий Стешин• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ст » Стешин, Дмитрий Анатольевич оценил первый
документальный фильм• Кинематограф » Документальное кино про освобождение Мариуполя• Украина » Административное деление Украины » Области Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь

• Украина » Регионы Украины » Восточные и южные регионы Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь

• Физико-географические регионы » Донбасс » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь

Военкор• Средства массовой информации » Журналистика » Военная журналистика » Военный корреспондент Стешин• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ст » Стешин, Дмитрий Анатольевич оценил первый документальный фильм• Кинематограф » Документальное кино про освобождение Мариуполя• Украина » Административное деление Украины » Области Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь

• Украина » Регионы Украины » Восточные и южные регионы Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь

• Физико-географические регионы » Донбасс » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь

Дмитрий СТЕШИН• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ст » Стешин, Дмитрий Анатольевич

Подписаться

Поделиться

Премьера фильма• Кинематограф » Премьера кинофильма «У края бездны»

Фото: Иван МАКЕЕВ. Перейти в Фотобанк КП

УБИТЬ И ЗАБРАТЬ БЛИЗКИХ

Фильм «У края бездны» - о штурме Мариуполя• Украина » Административное деление Украины » Области Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь

• Украина » Регионы Украины » Восточные и южные регионы Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь

• Физико-географические регионы » Донбасс » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь
бойцами батальона «Сомали» и
приданными для усиления «железными касками» - донецкими ополченцами.

Без редакционного задания я не стал бы его смотреть - не хотелось возвращаться
в те весенние дни 2022 года. Я ведь знал, что меня ждет в кинозале• Кинематограф » Индустрия кино и видео » Кинотеатры: с
батальоном «Восток» я заходил в Мариуполь• Украина » Административное деление Украины » Области Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь

• Украина » Регионы Украины » Восточные и южные регионы Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь

• Физико-географические регионы » Донбасс » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь
- левее, через Калиновку на
микрорайон «Восточный». С батальоном «Сомали» мы почти смыкались флангами,
мешал только завод• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ме » Азовсталь им. Ильича, а чуть позже - « Азовсталь• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ме » Азовсталь »…

Создатель фильма и оператор Максим Фадеев так объяснил принцип его создания:
«просто берешь камеру и идешь за ребятами следом, снимаешь». И еще один
главный момент объяснил Макс (он обычно остается не просто за кадром, за
гранью
сознания):

- Тебя могут убить, ты это понимаешь и свыкаешься. Но ты еще не знаешь, что
потеряешь близких и друзей, с которыми пережил немало.

Большинство героев фильма погибли• Пострадавшие. Главный герой, командир штурмового взвода
Рома «Воробей» был ранен• Происшествия в середине штурмашел штурм около 20 дней), кто-то
погиб чуть позже, в боях за города в предместьях Донецка. Те, кто сам по себе
снялся в этом фильме и выжил, приехали на премьеру в один из самых шикарных
кинотеатров Москвы – «Октябрь».

Премьера фильма• Кинематограф » Премьера кинофильма «У края бездны»

Фото: Иван МАКЕЕВ. Перейти в Фотобанк КП

Разумеется, я спросил у одного из героев - Дмитрия Ховратова , позывной «Дэр»:

- Вам Фадеев сильно мешал со своей камерой?

«Дэр» заулыбался:

- Вообще не обращали внимания! Во время боя оборачиваешься, сзади Макс.
Говоришь «Макс, аккуратнее» и идешь дальше.

- Вы понимали, что участвуете в съемках исторического документа?

- «Дэр» понимал, конечно. Говорит, верили, что творим историю и совсем скоро
заживем мирной жизнью

Собственно, про это и фильм, о том, как люди пересекают круги рукотворного
ада, а он все не кончается…

Премьера фильма• Кинематограф » Премьера кинофильма «У края бездны»

Фото: Иван МАКЕЕВ. Перейти в Фотобанк КП

ИЗ 2025 В 2022

Премьера задержалась минут на 30 - организаторы и охрана не смогли справиться
с толпой зрителей• Кинематограф » Документальное кино - в какой-то момент, людей просто перестали пускать в
кинотеатр• Кинематограф » Индустрия кино и видео » Кинотеатры и двери закрыли. Честно, я такой ажиотаж видел только в детстве
перед показом «Пиратов XX века». Думаю, многие из зрителей• Кинематограф » Документальное кино только в общих
чертах представляли, что их ждет в кинозале• Кинематограф » Индустрия кино и видео » Кинотеатры.

У Максима Фадеева и Сергея Белоуса документальной съемки набралось на четыре
серии: «Прорыв к центру», «Спасение Малого», «Выход к морю», «На подступах к
Азовстали• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ме » Азовсталь». Для киноверсии материал буквально отжали и скомпоновали очень
плотно. Получилось около двух часов.

И с первых кадром меня вырубило из 2025 года. Я узнавал дни штурма по погоде• Метеорология » Погода.
Вот, подморозило - до минус десяти в том марте давило и апрель был ледяным.
Вот все затянуло туманом• Метеорология » Погода » Туман - наши вышли в эти дни к окраинам «Азовстали• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ме » Азовсталь» и
освободили• Военные конфликты » Военные действия » Военные действия в Украине первые кварталы у Запорожского шоссе и бульвара Шевченко, где на
газоне-разделителе хоронили горожан перед баррикадой из сгоревшего городского
транспорта• Транспорт » Городской транспорт
и коммунальных машин. Солнечные дни - это наши вышли на проспект
Мира
, географическую и архитектурную доминанту Мариуполя• Украина » Административное деление Украины » Области Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь

• Украина » Регионы Украины » Восточные и южные регионы Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь

• Физико-географические регионы » Донбасс » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь
.

Местные жители в фильме - это часть событий. И как и было в реальности военные
практически не обращают на них внимания. Иногда, если есть возможность
обрабатывают раненый мирняк. Забываешь на секунду, что фильм не
художественный, проскакивает мысль о достоверной работе костюмера… Мирные в
одежде двух видов – новенькой, надетой за минуту до бегства или перед приходом
наших. Выдают мытарства в подвалах только пальцы и кисти рук, они черные или
серые, не отмыть и воды нет. Все остальные люди в кадре, в одежде, лоснящейся
от жирного дыма горящей мебели. При этом женщины с идеальным маникюром. А чем
еще заниматься, когда неделями сидишь под землей?

Премьера фильма• Кинематограф » Премьера кинофильма «У края бездны»

Фото: Иван МАКЕЕВ. Перейти в Фотобанк КП

Сцена во дворе. Девочка лет 10-12 пинает мяч, оператор следит за ней, и она
вдруг поворачивается и говорит в камеру, прямо в объектив:

- Наверное, мы теперь «дети войны»!

В фильме, снимающий не задает вопросов участникам событий. Это и отличие
журналиста от документалиста. Задавая вопросы, журналист переводит фокус на
себя, здесь же в фокусе только происходящее, в котором зритель• Кинематограф » Документальное кино должен
разобраться сам.

Как заметил Максим Фадеев: «В идеале, если герой сам скажет, что нужно,
объяснит ситуацию. Нет, значит, нет».

Боец, еще не получивший позывной «Джуманджи», он получит его через секунду,
говорит оператору:

- У нас тут как в фильме «Джуманджи», стою ночью на посту у подъезда, а мимо
меня пробегает лев! - мариупольскому зоопарку досталось, он оказался в полосе
наступления, были и раненые звери, «царь зверей» мог убежать, конечно.

ГОЛЛИВУДА НЕТ

Возможно, кто-то ждал эпичных, батальных сцен городских боевно эта все для
художественного кинематографа. В реальности, в большинстве случаев, все
выглядит так же, как в фильме давали целеуказание гранатометчику: «Где-то
тама, посередке он сидит, может третий, может четвертый этаж». И гранатометчик
выбегал из-за угла и отрабатывал почти наугад. Все в бетонной пыли от
прилетов, в копоти и в дымах от пожарищ. А штурмовые группы инструктировали
так: «забежали в дом, огневой контакт, сразу же оттянулись, вызвали хобот
(танк) он отработал». Здесь не будет красивой картинки, даже если получишь
пулю в голову. Единственная красивая картинка, она попала на афишу-постер -
рикошеты от своего же пулеметного огня в замкнутом пространстве

Но эпичных, душераздирающих моментов в фильме все равно хватило… да он весь из
них и состоит. Я видел в Мариуполе• Украина » Административное деление Украины » Области Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь

• Украина » Регионы Украины » Восточные и южные регионы Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь

• Физико-географические регионы » Донбасс » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь
немало, но такого - нет: мариупольцы• Украина » Административное деление Украины » Области Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь » Жители Мариуполя

• Украина » Регионы Украины » Восточные и южные регионы Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь » Жители Мариуполя

• Физико-географические регионы » Донбасс » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь » Жители Мариуполя
стоят
во дворе своего дома и наблюдают, как их квартиры загораются, одна за другой,
друг от друга, как свечи в храме• Религия » Культовые сооруженияНаблюдают и комментируют, и рыдают: на
глазах оператора люди превращаются в бездомных беженцев и все это понимают.
Что тогда, что теперь, по обе стороны экрана. При этом, во дворе стоит
кромешная тьма, но пламени, в котором сгорает прошлая жизнь, хватает чтобы
высветить и эмоции, и горе.

Эта серия или временной блок заканчивается не так, как в боевиках - главного
героя
, командира штурмовиков «Воробья» под руки, обколов обезболивающим,
уводят в тыл. Его ранило в голову и в ногу. Все. У документалистов больше нет
героя в кадре. Фантастическая, запредельная реалистичность боевиков
деформировала наше сознание. Как это, герой в госпитале и пролежит там много
месяцев? А вот так, как есть.

Премьера фильма• Кинематограф » Премьера кинофильма «У края бездны»

Фото: Иван МАКЕЕВ. Перейти в Фотобанк КП

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

После фильма я поговорил немного с Максимом Фадеевым. Сказал ему честно:

- Фильм документальный, а кадры кинематографические, кажется, режиссер• Кинематограф » Кинематографисты » Кинорежиссёр

• Объект человек » Люди по роду занятий » Кинематографисты » Кинорежиссёр
их
выстраивал часами.

Максим заметил невесело:

- Этот фильм посмотрел один военный и сказал: «вот, научились про войну
снимать наконец-то».

Говорю, что над тем, что мы только что увидели, творческая группа работала
почти два года. Это очень много и долго, значит, была какая-то глобальная
цель? Ради чего зрителей• Кинематограф » Документальное кино ментально перемалывали несколько часов, транслировали
им людские страдания практически без искажений и цензуры? Зачем? Максим
объяснил:

- К людям должно прийти осознание, что страна находится в состоянии войны.
Цель противника - уничтожение России• Конфликтогены: ксенофобские » Конфликтогены: ксенофобские, державные. Через внешнее воздействие и взрыв
изнутри. Происходящее на Украине• Украина лишь один из инструментов. Задача фильма,
привести людей к осознанию, что они находятся на краю бездны их спасение
зависит только от них.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Командиры в блиндажах-телестудиях, а штурмовики на мотоциклах: как
спецоперация перевернула всю картину современного боя

Военкор• Средства массовой информации » Журналистика » Военная журналистика » Военный корреспондент KP.RU Дмитрий Стешин• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ст » Стешин, Дмитрий Анатольевич: "Спецоперация вывернула военную мысль наизнанку"
( подробности )

============= Итог: 5,1125 ; Кинематограф#Индустрия кино и видео#Кинотеатры 3,6625 ; Кинематограф#Кинематографисты#Кинорежиссёр 2,5250 ; Кинематограф#Документальное кино 2,1250 ; Кинематограф#Премьера кинофильма 3,8563 ; Средства массовой информации#Журналистика#Военная журналистика #Военный корреспондент#Стешин, Дмитрий Анатольевич 3,4000 ; Происшествия#Пострадавшие 3,2250 ; Военные конфликты#Военные действия#Военные действия в Украине 2,2000 ; Пострадавшие#Происшествия 1,9375 ; Метеорология#Погода#Туман 1,2500 ; Религия#Культовые сооружения 1,2500 ; Транспорт#Городской транспорт 1,2500 ; Конфликтогены: ксенофобские#Конфликтогены: ксенофобские, державные 5,4188 ; Украина#Мариуполь 3,3501 ; Украина#Административное деление Украины#Области Украины#Донецкая область #Населенные пункты Донецкой области#Мариуполь#Жители Мариуполя 6,2621 ; Физико-географические регионы#Донбасс#Донецкая область #Населенные пункты Донецкой области#Мариуполь#Украина

============= Объекты: персоналии Стешин, Дмитрий Анатольевич Российский журналист Военный корреспондент организации Азовсталь Мариуполь тип_поселения Мариуполь город

============= Географические объекты: 1 47.130555556,37.563888889 Украина#Административное деление Украины#Области Украины #Донецкая область#Населенные пункты Донецкой области#Мариуполь 2 49.483333333,30.833333333 Украина

============= Связи: Происшествия # ассоциации # Пострадавшие Украина # ассоциации-4 # Мариуполь

экспертная система гитика, база знаний, поисковая система гитика, концептульный поиск, системы концептуального поиска, тематический категоризатор, тематическая категоризация, автоматическая категоризация, автоматическая обработка текста, автоматическое определение тематики документа, автоматическое определение тематики текста, действующая система обработки текстов на естественных языках, определение тематики текста, определение тематики документа, анализ текстов на естественном языке, идентификация людей, идентификация организаций, идентификация географических объектов, элементы искусственного интеллекта, текстовая категоризация, текстовый категоризатор, категоризация текстов, категоризатор текстов, категоризация текстовой информации, категоризация текстовых данных, категоризатор, категоризация, рейтинг упоминаний, лидеры упоминаний, монторинг упоминаний, gitika.ru, gitika, relteam.ru, relteam, гитика, релтим

Copyright © 2007-2025 ООО «RelTeam»